Ботагоз Омар
Руководство Министерства нефти и газа не скрывает, что 2012 год пока не принесет добрых вестей автовладельцам. Талоны на АЗС пока актуальны, несмотря на то, что отечественные НПЗ обещают выложиться в новом году на все сто. Тем временем кризис отрасли уже дает о себе знать. Глава Минтранскома поручил принять срочные меры для обеспечения топливом гражданской авиации
Первое в этом году совещание Министерства транспорта и коммуникаций было посвящено вопросам обеспечения отрасли гражданской авиации авиатопливом и готовности экипажей воздушных судов к эксплуатации категории IIIВ ИКАО на аэродроме города Алматы. По словам главы Минтранскома Берика Камалиева, сегодня сложилась сложная ситуация по обеспечению авиатопливом. По состоянию на 6 января остаток топлива в аэропортах составляет 30,7 тысячи тонн, из них остаток топлива “Эйр Астаны” составляет - 7,4 тысячи, авиакомпании “СКАТ” и того меньше - 96 (!) тонн.
В декабре прошлого года уже складывалась аналогичная ситуация. Тогда Министерством нефти и газа было поручено АО “НК “КазМунайГаз” распределить дополнительно изысканные 12 тысяч тонн авиакеросина по основным потребителям - АО “Эйр Астана”, АО “СКАТ”, аэропортам Астаны, Алматы и Караганды.
На этом фоне в конце прошлого года правительством было принято решение о продлении запрета на экспорт светлых нефтепродуктов: бензина, авиакеросина и дизтоплива. Такое табу действовало на протяжении всего прошлого года (экспортировался только мазут, которого в стране в избытке) за редким исключением, когда топливо, по постановлению правительства, было экспортировано в Афганистан и Киргизию.
Глава Министерства нефти и газа Сауат Мынбаев не раз подчеркивал, что по авиакеросину и высокооктановому бензину мы являемся импортозависимыми. “Учитывая, что это коммерческие поставки, их никто не будет ввозить в убыток, и надо учитывать экономику этих поставок при установлении предельных цен на внутреннем рынке”, - отметил он в ходе последнего в прошлом году заседания правительства.
Пока Кабмин пошел только на продление запрета на вывоз этих видов топлива. Теперь открытым остается вопрос, будет ли на фоне дефицита расти его стоимость.
Сегодня отечественные участники рынка возлагают надежды только на скорую модернизацию трех действующих в стране НПЗ в Павлодаре, Атырау и Шымкенте, реконструкцию которых планируется завершить к 2015 году. Ожидается, что к этому времени три завода будут перерабатывать до 17 миллионов тонн нефти, глубина переработки увеличится до 84-90 процентов, выход светлых нефтепродуктов достигнет уровня 60 процентов, а выпускаемое в Казахстане автомобильное топливо будет соответствовать стандарту Евро-4.
Но пока заводы движутся в этом направлении весьма медленными темпами. К примеру, АО “Павлодарский нефтехимический завод” в 2011 году вместо ожидаемого прироста... снизило переработку нефти на три процента. Завод переработал 4,65 миллиона тонн нефти против 4,8 миллиона тонн в 2010 году. В то же время добавим, что ПНЗХ в 2011 году впервые произвел более 170 тысяч тонн битума.
В новом году предприятие планирует переработать до пяти миллионов тонн нефти, увеличив ее переработку на 7,5 процента.
На Шымкентском НПЗ по итогам 2011 года ожидается выход на те же мощности, которые были достигнуты в 2010 году (переработка - 4,6 миллиона тонн сырой нефти).
Что касается ТОО “Атырауский НПЗ”, то предприятием по итогам 11 месяцев было переработано нефти на 4,9 процента больше аналогичного периода 2010 года, дизельного топлива - на 6,6 процента, технической серы - на 66,7 процента.
Планы АНПЗ на этот год достаточно оптимистичны. С подписанием договора о создании комплекса глубокой переработки нефти в декабре прошлого года после завершения строительства ожидается резкий рост выпуска высокооктанового бензина и дизельного топлива. Комплекс глубокой переработки нефти позволит предприятию увеличить производство высокооктанового бензина с нынешних 600 тысяч тонн до 1,74 миллиона тонн в год. До 1,4 миллиона тонн в год увеличится и выпуск дизельного топлива. При этом ожидается, что бензин будет соответствовать требованиям Евро-5.
Договор, подписанный с консорциумом в составе китайской компании Sinopec Engineering, японской Marubeni Corporation и АО НГСК “КазСтройСервис”, предполагает реализацию проекта стоимостью в 1,679 миллиарда долларов США. На его реализацию будет отведено почти четыре года - 41 месяц с начала строительства.
Астана |