Ольга Шишанова
Невзирая на постоянный рост цен на мясную продукцию, Казахстан намерен стать не импортером, а экспортером мяса. При этом зарубежные эксперты прогнозируют появление дефицита говядины внутри Казахстана уже через восемь лет
Проект развития экспортного потенциала мяса КРС был разработан в поддержку Программы развития животноводства, что стартовала в апреле 2011 года. Согласно ей, уже к 2016 году Казахстан планирует поставлять россиянам до 60 тысяч тонн мяса (что равноценно экспорту четырех миллионов тонн зерна), а к 2020 году экспорт должен составить 180 тысяч тонн. “У Казахстана есть реальные возможности занять достойную нишу среди мировых экспортеров мяса и продуктов его переработки”, - считает председатель правления АО “Казагромаркетинг” Айгуль Ахмеджанова. В первую очередь, это наличие обширных пастбищных угодий, позволяющих максимально снизить себестоимость продукции, наличие двух соседних рынков - российского и китайского и сложившиеся годами традиции ведения мясного скотоводства.
Кроме того, согласно концепции проекта, для поддержки фермеров “КазАгро” инициирована программа льготного кредитования “Сыбага” под шесть процентов годовых сроком до семи лет, нацеленная на увеличение поголовья КРС, его породное преобразование и экспорт говядины.
|
Обширных пастбищных угодий! |
Данной программой предусмотрено и кредитование сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, которые уже занимаются животноводством и тех, кто решился разводить племенной скот. Причем первые два года заемщики будут освобождены от выплаты процентов и от погашения основного долга. На сегодняшний день уже профинансировано 49 заемщиков на общую сумму 307 600 000 тенге.
Однако, несмотря на то, что Минсельхоз настроен позитивно, желаемое не совпадает с действительным, да и зарубежные эксперты с осторожностью относятся к озвученным цифрам. Так, по мнению представителя Организации экономического сотрудничества и развития Грегори Талларда, к 2020 году может возникнуть дефицит говядины: “Рост потребления мяса в мире в 2020 году вырастет на 60 миллионов тонн. Что касается Казахстана, то здесь, думаю, будет наблюдаться рост спроса на говядину на 1,8 процента”.
В Казахстане же за последние два десятилетия численность крупного рогатого скота уменьшилась с 9,7 до 6 миллионов голов, до 82 процентов возросла концентрация общего поголовья в личных подсобных хозяйствах, а доля племенного скота мясного направления в общем поголовье КРС оказалась недопустимо малой - на уровне всего двух процентов. (В США доля племенного скота при общем поголовье КРС в 99 миллионов голов составляет порядка 80 процентов, в Бразилии и Аргентине - по 75 и 72 процента соответственно). При этом в последние годы отечественная животноводческая отрасль характеризовалась и низкой мясной продуктивностью скота во всех категориях хозяйств, наличием проблем в кормопроизводстве, ставших систематическими, неблагоприятной обстановкой в обеспечении ветеринарного благополучия и устаревшими методами ведения селекционно-племенной работы.
Председатель правления АО “КазАгроОнiм” Александр Солюлев печально отметил, что “за годы независимости были сделаны уникальные достижения в самых различных областях народного хозяйства, кроме животноводства. Более того, вплоть до 2010 года мы считали, что у нас в этой отрасли все обстоит благополучно”.
По мнению аграриев, решить многие проблемы помог бы закон “О личных подсобных хозяйствах”, проект которого был внесен в парламент еще в 2005 году, но рассмотрение которого неоднократно откладывалось и по поводу которого министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков отметил в очередной раз, что по нему так и не было выработано единой позиции.
Астана |