|
Наталия Цой
Отгремел новогодний фейерверк, и под звон бокалов с искрящимся шампанским Дракон вступил в свои права. Встретили мы его, конечно же, с надеждой на лучшее, но все-таки и с небольшой опаской, год-то високосный, что он принесет? Чего нам, например, ждать в сфере образования или здравоохранения? И чем порадует никогда не утихающий жилищно-коммунальный фронт?
Возьмем по несколько пунктов и начнем с образования. Вопрос болезненный, потому как касается каждого из нас. Самое насущное - отменят или не отменят Единое национальное тестирование (ЕНТ). Например, в России с сентября 2011 года было решено отменить Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Напомним, что эксперимент по его внедрению в отдельных регионах был начат в 2001 году, а в 2009-м было решено обязать школы всех регионов сдавать окончательные экзамены таким образом. Однако в обществе ЕГЭ было воспринято довольно негативно.
Нельзя сказать, что и у нас, в Казахстане, ЕНТ приняли на ура. Слишком много недочетов, особенно ставили в тупик грубейшие ляпы - как в постановке вопросов, так и в выборе предложенных вариантов ответов. И хотя составители тестов постоянно работают над своими ошибками, они все еще далеки от совершенства.
Речь уже не идет о том, что внедрение тестирования не помогло в борьбе с коррупцией, а наоборот, породило новый способ заработать на желающих получить высшее образование в элитных учебных заведениях. Да и нездоровая обстановка, сложившаяся вокруг ЕНТ, также не является поводом для гордости чиновников от образования. Так, может, стоит подумать еще раз и все-таки вернуться к старым добрым экзаменам, когда не бездушные баллы и метод “тыка”, а живая беседа с преподавателем более точно и справедливо определяла уровень знаний выпускника.
Еще один повод для беспокойства - переход на 12-летнее образование, который все-таки состоится. В Казахстане уже разработан пошаговый план мероприятий по внедрению этой модели обучения, определены сроки и так далее. Таким образом, в 2020 году все дети будут учиться целых 12 лет. При этом 2015 год является началом внедрения стандартов 12-летнего образования первого, пятого и одиннадцатого классов.
То есть у нас есть еще три года, чтобы подумать, а нужна ли нам такая реформа. Ведь, по сути, по окончании 12-летки выпускники должны иметь на руках профессию и возможность работать, если учиться дальше желания нет. В наших же сегодняшних условиях мы пока не можем этого гарантировать. Да что там, у нас специалисты с высшим образованием остаются не у дел.
Что касается здравоохранения, то и тут есть о чем задуматься. Чего, например, стоит вопрос урегулирования трансплантации человеческих органов в Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения. Еще в мае этого года министр здравоохранения Салидат Каирбекова во время встречи с депутатами сената сказала о том, что “разрабатывается концепция по внесению изменений и дополнений в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, в частности, строгого регулирования требуют медицинские услуги и прочая деятельность, которая связана с трансплантацией человеческих органов”.
Действительно, очередь на органы исчисляется в тысячах. К сожалению, примерно такое же количество людей ежегодно погибает в автокатастрофах. Так почему бы, как бы кощунственно это ни звучало, не воспользоваться этой ситуацией и не дать больным еще один шанс на полноценную жизнь. Тем более что такая практика уже давно существует за рубежом и полностью себя оправдывает.
Другой вопрос, что такой шаг потребует более чем жесткого контроля. Но ведь это дело специальных ведомств, которые призваны проследить за четким исполнением подобного законопроекта.
Кстати, о трансплантологии. Этот вопрос тем более актуален, что теперь у нас есть возможность проводить эти сложные операции, не выезжая за границу. Открывшиеся в республике современные медицинские клиники и центры готовы принимать пациентов с заболеваниями любого уровня сложности.
Еще одна сфера нашего социума, которая никого не оставит равнодушным, - ЖКХ. Возмущение вызывает все - начиная от войн с бездействующими и хамовитыми КСК и заканчивая непомерно высокими ценами на тепло и свет. Тут проблема в том, что проведенные ранее реформы не принесли ожидаемого результата. Например, вследствие демонополизации ЖКХ и других услуг в коммунальной сфере ответственность за эксплуатацию жилищного фонда перешла от государства в частные руки. Однако, как показала практика, собственники квартир совместно с КСК не могут справиться с трудоемкими и затратными задачами по содержанию и ремонту домов. И, как ни парадоксально, КСК обычно действует против интересов жильцов.
Поэтому в Казахстане решили использовать положительный опыт Словакии и Германии, где люди, проживающие в многоквартирных домах, объединяются в товарищества собственников жилья, доверяют работы, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома, профессиональной управляющей компании, которая выбирается на конкурсной основе.
Итог таких нововведений - повышение качества услуг и понижение цены на эти услуги за счет создания конкурентной среды. Принцип управления многоквартирными жилыми домами будет выглядеть так: один дом - один орган управления кондоминиумом - наемная профессиональная компания по управлению объектом.
В общем, есть над чем задуматься. Главное, чтобы неудачный багаж остался в году ушедшем, а старые ошибки дали нам возможность не совершать их в наступившем 2012 году. |