|
Наталия Цой
В Алматы прошел круглый стол, где речь шла о социальных стандартах и качестве жизни граждан Казахстана. Организаторы, демократическая партия “Ак жол”, подвели итоги ушедшего года, а также рассказали о том, насколько система социальной защиты населения нуждается в дальнейшей модернизации
Сегодня, по данным статистических органов, бедность в нашей стране достигла рекордно низкой отметки. Так, в 2010 году доля населения, находящегося за чертой бедности, составила 6,5 процента. В реальности, по мнению участников круглого стола, бедных в стране гораздо больше, и это говорит о том, что социальные стандарты существенно занижены и требуют скорейшего пересмотра.
Организаторы мероприятия считают, что при оценке уровня жизни следует использовать два показателя: прожиточный минимум (ПМ) и минимальный потребительский бюджет (МПБ). При этом первый должен стать критерием оценки уровня бедности, а второй отражать уровень воспроизводственного потребления, удовлетворения основных материальных и духовных потребностей человека.
ПМ - базовый социальный стандарт - должен быть основан на научных расчетах с учетом нормальных физиологических потребностей человека. Поэтому, чтобы определить реальные масштабы бедности в стране, ее глубину и остроту, необходим обоснованный показатель прожиточного минимума. Ведь это поможет принять эффективные меры по борьбе с этим социальным явлением.
При этом минимальная заработная плата должна рассчитываться на базе МПБ, обеспечивающего расширенное воспроизводство рабочей силы. В свою очередь базовое пособие по возрасту необходимо установить в размере 60 процентов от ПМ, постепенно приравняв его к реальной величине прожиточного минимума. Стандарты качества жизни следует приближать к мировым стандартам. И это касается всех сфер: образования, здравоохранения, культуры и так далее.
“Сегодня важно выработать и проанализировать те принципы социальных стандартов, которые должны быть заложены в будущую систему социальной защиты, - считает председатель ДПК “Ак жол” Азат Перуашев. - Социальные стандарты являются фундаментом социальной политики государства. Обоснованность их параметров играет решающую роль в оценке уровня жизни населения и приближает к достойным стандартам качества жизни”.
Ведь задача экономического роста в любой стране не просто зарабатывание денег, а повышение реального уровня жизни граждан. “И не за счет увеличения доходов богатой части населения, а за счет сокращение разрыва между бедными и богатыми, формирования реальных социальных гарантий и реальных социальных стандартов, которые позволят гражданам жить достойной жизнью, не унижаясь и не находясь в собственной стране на вторых ролях, - сказал он. - Казахстан благодаря бурному экономическому росту добился впечатляющих успехов. По итогам прошлого года ВВП на душу населения превысило 11 000 долларов США, это уровень восточно-европейских государств. Но в то же время мы не можем сказать, что все граждане в нашей стране живут достойно”.
Партия “Ак жол” ставит перед собой задачу обеспечить достойные стандарты качества жизни и достойную социальную поддержку. Поэтому здесь есть несколько моментов или аспектов. Первое, ставя перед собой некие минимальные показатели, государство, на наш взгляд, принижает свою роль, уходит от ответственности за то, чтобы обеспечить нормальные человеческие условия. И это, прежде всего, касается тех людей, которые сегодня по объективным причинам не могут здесь присутствовать: люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, одинокие пожилые граждане.
Чаще всего это работоспособные люди, которые хотят зарабатывать своим трудом, а не “висеть на шее” у государства. Просто для них нужно создать определенные условия. Особенно для тех, чьи физические возможности объективно ограничены.
Что касается социальной политики, то у акжоловцев вызывают вопросы методы расчетов, которые применяются сегодня в социальном обеспечении. В частности, упор делается на МРП. Откуда он взят? Мы знаем, что есть реальное повышение цен, скажем, на продовольственные товары, и есть показатель инфляции, которые между собой почему-то не корригируют. Поэтому они считают, что есть определенное лукавство в том, как сегодня рассчитывают МРП.
“Исходя из реальной ценовой политики и следует высчитывать уровень минимальной заработной платы, пенсии по возрасту, социальных пособий по безработице, инвалидности, по утере кормильца, детского пособия и так далее. То есть все это должно отталкиваться от реального прожиточного уровня”, - говорит заместитель председателя ДПК “Ак жол” Людмила Жуланова.
Кстати, Закон о прожиточном минимуме был принят 1 января 1999 года. “Еще в 1991 году были приняты два закона: о минимальном потребительском бюджете и о минимальной заработной плате и государственных гарантиях по оплате труда. Тогда, кстати, МПБ составлял 260 рублей, а минимальная зарплата 70 рублей. И тогда же у нас было много дотационных направлений, - напомнила она в ходе круглого стола. - После того, как Казахстан перешел на самостоятельный путь развития и государственный сектор в основном перешел в частные руки, понятно, что эти законы были отменены”.
Итак, для чего же нужен прожиточный минимум, который и является базовым социальным стандартом на сегодняшний день? Во-первых, он помогает определить масштабы бедности страны. То есть это реальный индикатор уровня жизни населения. Но сегодня, к сожалению, это показатели всего лишь возможностей государственного бюджета и не являются объективной оценкой уровня жизни в стране.
“У нас нет объективной картины уровня бедности. Поэтому сегодня пришло время рассчитать объективные величины всех социальных стандартов. Ведь, прежде всего, важно понять, сколько у нас бедных в стране. И только после этого мы должны принимать эффективные меры борьбы с бедностью”, - уверена Людмила Жуланова.
Сейчас, по мнению организаторов круглого стола, прожиточный минимум реально занижен, на будущий год он предположительно составит 17 439 тенге. “Мы сделали свои расчеты, и у нас получилось, что непродовольственная корзина, включающая в себя непродовольственные товары и услуги, а также оплату жилищно-коммунальной сферы, и продовольственная корзина в сумме составили 58 746 тенге, - продолжила заместитель председателя. - Почему? Изначально прожиточный минимум может рассчитываться по трем основным критериям: абсолютной, относительной и субъективной бедности. Так вот, ранее расчет ПМ производился из позиции абсолютной бедности. Мы рассчитали исходя из относительной бедности, то есть включили еще и потребности на культурное развитие человека.
То есть, я считаю, у нас получилась более или менее объективная картина, и исходя из этого показателя и должна строиться вся социальная политика. Все остальные социальные стандарты должны быть привязаны к прожиточному минимуму. Понятно, что дальше речь пойдет о минимальной заработной плате, которая не может быть ниже ПМ, хотя на протяжении ряда лет именно так и было”.
Еще о многом в этот день было сказано, ведь в работе круглого стола приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты населения, научные работники, руководители городских предприятий, служб, призванных решать данные проблемы, работники сферы социальной защиты. А после прошли плодотворные встречи с трудовыми коллективами предприятий южной столицы.
Материал оплачен из средств избирательного фонда ОО “ДПК “Ак жол” |