|
Ольга Шишанова
Вопреки заявлениям, что кризис закончился, население в канун Нового года старалось запастись впрок не только хлебом и маслом, но и непродовольственными товарами
В предновогодье на центральном рынке столицы почти подчистую скупили товары первой необходимости - от зубной пасты до электрических приборов.
Судя по темпам роста цен, особенно за последние несколько месяцев, народ опасался наступающего года больше, чем кризисного, 2008-го.
Впрочем, нынешняя ситуация отличается от проблем трехгодичной давности. Если тогда цены на основные продукты питания в несколько раз вырастали в течение месяца, то на этот раз наблюдался их постепенный рост.
Согласно публикации Агентства по статистике РК за декабрь 2011 года, крупы подорожали на 43,3 процента, молочные продукты - на 8,9 процентов, масла и жиры - на 8,3 процента, кондитерские изделия - на 8,1, булочные и мучные изделия - на 7,1, макаронные изделия - на 6,8 процента, кофе, чай и какао - на 6,6 процента, мука - на 5,7, алкогольные напитки - на 5 процентов, хлеб - на 2,5 процента. А вот сахар и фрукты подешевели.
В целом, уровень инфляции 2011 года по сравнению с 2010 годом вырос на 8,9 процента, выйдя за рамки официального коридора в 6-8 процентов. Впрочем, как считает член Республиканской академии наук Аманжол Кошанов, “показатель инфляции - он аморфный, среднестатистический и не отражает реального положения в обществе”.
По отечественным статданным величина прожиточного минимума в 2011 году самой высокой оказалась в сентябре - 16 844 тенге, в декабре ее показатель составил 15 619 тенге, что на один процент выше предыдущего месяца и на 13,8 процента больше, чем в декабре 2010 года.
Некоторые казахстанцы связывают увеличение стоимости продуктов питания в Казахстане с деятельностью Таможенного союза. Но, по словам директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Булата Султанова, деятельность Таможенного союза никак не могла повлиять на рост цен на продукты питания, так как “большинство продуктов питания завозится в Казахстан из стран СНГ, с которыми у нас уже второе десятилетие существует соглашение о свободной торговле, предполагающее беспошлинный ввоз товаров”.
Это подтверждает уровень инфляции в 2011 году в России - 5,6 процента, а в Беларуси (при прогнозе в 33-39 процентов) цены выросли на 88,7 процента.
В лучшем положении оказались страны Евросоюза, где инфляция за 2011 год не превысила 2,5 процента, причем в ряде некоторых стран - Норвегии, Литве, Швеции, Эстонии и на Мальте - потребительские цены даже понизились всреднем на 0,1-0,9 процента.
Астана
Британский журнал The Economist уже больше двадцати лет публикует “индекс БигМака”. Британцы измеряют уровень цен на продовольствие и финансовых возможностей граждан разных стран, выбрав в качестве универсального “метра” всем известный гамбургер от McDonald’s. Во всем мире этот американский бутерброд готовится из одних и тех же продуктов и весит одинаково. А вот цена его меняется в зависимости от страны и региона. Так, в прошлом году дороже всего гамбургеры стоили в Норвегии - 8,31 доллара, а в Индии их цена не превышает 1,89 доллара. Применение идеи британского журнала для оценки уровня цен на продукты в Казахстане с учетом местной кухни показало, что цены на продукты в 2011 году выросли почти так же стремительно, как и в конце прошлого года. |