|
Для иностранных туристов Казахстан не представляет интереса с точки зрения архитектуры, как, к примеру, Италия или Австрия. Наша страна в силу неразвитой инфраструктуры не может конкурировать с пляжным отдыхом Турции или Таиланда (хотя для этого есть все ресурсы).
Однако мы владеем дивными природными уголками, и задача государства - сделать из них узнаваемый бренд. Таким образом привлечь поток туристов и денег.
Понятие сезонного отдыха осталось в прошлом. Обеспеченные казахстанцы отдыхают круглый год. Соотечественники предпочитают прогуливать деньги за рубежом по разным причинам, но главная - за границей цена адекватна сервису.
В лидерах - Кыргызстан, точнее, Иссык-Куль. Но тут дело не в сервисе, а в географической близости и в том, что на озеро можно добраться на собственном автомобиле, не обращаясь к турагентам.
Большой процент казахстанцев для отдыха предпочитает турецкие берега. Уровень цен хоть и вырос с начала года от 30 до 50 процентов (в зависимости от региона), но казахстанцы знают за что платят: за щедрый шведский стол, за свежие фрукты, за высокий сервис, за чистые номера, за яркие шоу.
А где и как можно отдохнуть летом, не выезжая за пределы страны? Как показывает личный опыт и мнения друзей и коллег, которые уже успели отдохнуть в этом сезоне, в южной столице цены абсолютно неадекватны реальности.
К примеру, отдохнуть на горе Коктобе - визитной карточке Алматы - обойдется примерно в 100 долларов на человека. На горе открыты уютные ресторанчики, детские площадки, аттракционы, можно прокатиться на лошадке, родителям предоставляют такую услугу, как аренда колясок. Разумеется, все эти удовольствия влетают в копеечку. Однако сделать хотя бы один общественный туалет не догадались... Примерно так же обстоят дела и на Капшагае, и на горных курортах. Словом, существует большой спрос на внутренний отдых, но нет достойного предложения, и потребитель от безысходности просто вынужден довольствоваться тем, что есть на рынке.
Комментирует
Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА) и Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов: “С 2004 года мы увидели растущую динамику путешествующих по своей стране туристов. Это было связано с несколькими причинами - мы почувствовали экономическую стабильность, появились свободные деньги на отдых, некоторые предприятия стали закладывать в бюджеты расходы на коллективный отдых на природе, на тимбилдинг. Но по-прежнему нужна инфраструктура. Пока казахстанский туризм - это деловой туризм, 84 процента туристов - бизнесмены. А обыкновенным туристам нужен дешевый, но качественный сервис. Въездной туризм должен быть в приоритете у государства. Это должен быть качественный турпродукт”.
За последние годы в стране было создано 88 гостевых домов. Разумеется, это лишь капля в море туристического бизнеса. Но даже эти домики стали альтернативой неоправданно дорогим отелям, которые появляются скорее как ВИП-дачи для владельцев и их друзей, а параллельно на них еще зарабатываются неплохие деньги. Иностранцы же приезжают за изюминкой. Их не удивить роскошными ресторанами и дорогими отелями. Они приезжают за национальным колоритом и возможностью увидеть первозданную природу. Суть создания гостевых домов сводится к тому, чтобы местные жители, вовлекаясь в туризм, понимали, что природа дает им заработок. Таким образом, они скорее изменят отношение к природным ресурсам.
Сельчане лишний раз подумают, прежде чем рубить лес или жечь костры. А путешественники вместо привычных отелей смогут останавливаться в сельских домах. Цена за сутки в таком домике на сегодняшний день - 3 тысячи 200 тенге. В эту сумму входит ночевка, трехразовое питание и банька.
По словам Рашиды Рашидовны, в Казахстане достаточно ресурсов, чтобы стать привлекательной для туристов: “У нас есть Каспий, Арал, Балхаш, Алаколь, которые с легкостью могли бы заменить средиземноморские курорты. Но для этого, наверное, нужны турецкие мозги”. |