|
В редакцию позвонили. На другом конце провода оказался профессор, лауреат Пулитцеровской премии, магистр в области развития ресурсов в Университете штата Мичиган, репортер с солидным стажем в различных изданиях США Эрик Фридман.
В Казахстане он исследует работу журналистов, освещающих проблемы экологии. Мы с удовольствием пригласили г-на Фридмана, чтобы ответить на интересующие его вопросы. Неожиданно диалог оказался взаимно интересным, и в результате родилось интервью с профессором
- Над каким исследованием Вы работаете в данный момент?
- Я исследую то, как журналисты Кыргызстана и Казахстана освещают (или не освещают) вопросы и противоречия, связанные с окружающей средой. Это включает препятствия, с которыми сталкиваются журналисты при освещении экологических материалов, трудности с получением полной и точной информации из официальных источников, неофициальных источников и от специалистов.
Меня также интересуют отношения между журналистами и неправительственными экологическими организациями в качестве источников информации, цитат, анализов и новостей.
Я надеюсь опубликовать несколько статей на основании моих наблюдений начиная с конца текущего года и в 2009 году. Я также надеюсь представить свои доклады на конференциях преподавателей журналистики и ученых в Центральной Азии, кроме того, я проведу семинар в своем университете.
|
Справка “НП” |
Эрик Фридман получил степень бакалавра по политологии в Университете Корнелл и затем поступил в магистратуру по правоведению в Университет Нью-Йорка. Более четырех лет работал в Конгрессе США помощником по вопросам законодательства и прессы.
Начал свою журналистскую карьеру в 1976 году в качестве репортера ежедневной газеты в городе Олбани, в штате Нью-Йорк. А в 1984 году переехал в Мичиган и работал в газете “Детройт Ньюс”.
В общем, за 20 лет работы репортером освещал вопросы правительства штата, политики и юриспруденции. В 1994 году вместе с коллегой из “Детройт Ньюс” получил Пулитцеровскую премию за серию репортажей о коррупционном скандале в законодательстве в штате Мичиган.
В течение пяти месяцев в 2002 году преподавал журналистику на факультете международной журналистики Узбекского университета мировых языков в Ташкенте. Также проводил тренинги по журналистике в Узбекистане и в Кыргызстане. Пять раз посещал Центральную Азию. |
- Как долго Вы были в Казахстане и Кыргызстане?
- В этот раз я провел две недели в Кыргызстане в Бишкеке, Караколе и Нарыне, одну неделю в Алматы.
- Насколько поездка оправдала Ваши ожидания?
- Это очень значительная тема исследования, так как экологические проблемы в обеих странах весьма серьезны - включая Аральское и Каспийское моря, озеро Балхаш, озеро Иссык-Куль. Также я изучал радиоактивные опасные отходы, загрязнение воды и воздуха, нарушение среды обитания, опустынивание, заражение пестицидами и химикатами, угрозы стихийных бедствий.
Я убежден в том, что СМИ обязаны сообщать о таких проблемах справедливо, точно и глубоко, так как эти проблемы не только экологические, но и политические, социальные и экономические по своей сути и происхождению.
Однако за шесть лет путешествий по Центральной Азии я до сих пор разочарован непосредственными перспективами пяти правительственных режимов в отношении их открытости к независимым СМИ.
- Можете ли Вы поделиться первыми выводами?
- Один из моих предварительных выводов: есть нужда в более глубоком анализе и исследовании того, как СМИ освещают вопросы и события, связанные с экологией. Определенный уровень агрессивной и аналитической журналистики мог бы помочь оказать давление на правительства, НПО, деловые структуры и мультинациональные компании в целях приложения больших усилий для решения серьезных экологических проблем.
Конечно, каждая страна в мире должна создать систему прессы, которая отражает ее собственные политические, культурные, экономические и религиозные реалии, но я уверен, что недостаток свободы прессы в Центральной Азии подрывает попытки построения прозрачности, вовлеченности общественности и ответной реакции правительства.
- Насколько Центрально-азиатские страны потенциально привлекательны для американцев с точки зрения экологического туризма?
- Экологический туризм очень привлекателен для многих американцев, как для тех, кто ценит дикую нетронутость природы, так и для тех, кто любит такие “захватывающие” виды спорта, как альпинизм, верховую езду, горный туризм и водный рафтинг.
Многие из этих людей заинтересованы в культурном туризме - они желают узнать больше об истории, религиях, образе жизни и традициях местного населения. Помимо этого регион привлекателен своей “экзотикой”. В силу своей древней и яркой истории - Шелковый путь, Чингисхан, Тамерлан, “Великая игра” между Россией и Британией, а также разнообразные “чудеса природы” - озера, горы и степи - он заинтересует многих.
В то же время Центральная Азия сталкивается со значительными вызовами в привлечении американцев в силу неверного мнения о том, что в этом регионе западным путешественникам находиться небезопасно. Вторая проблема в том, что нет прямых перелетов и добираться сюда неудобно и очень дорого. |