Ботагоз Омар
Министерство охраны окружающей среды (МООС) намерено ввести в стране экологические налоги и отменить платежи за сверхнормативные выбросы. По мнению экологов, последние рассматриваются областными акимами в качестве дополнительных источников пополнения бюджетов и никак не способствуют улучшению экологического состояния в регионах
Как отметил в ходе коллегии МООС директор департамента правового обеспечения и международного сотрудничества Александр Брагин, предложение по введению в Казахстане экологических налогов его ведомство направило в Министерство экономики, чтобы рассмотреть его при обсуждении нового Налогового кодекса.
Согласно действующей практике, платежами за сверхнормативные выбросы распоряжаются местные исполнительные органы, которые, по словам экспертов, “направляют их куда угодно, только не на экологию”. По мнению исполнительного директора Центра охраны здоровья и законопроектирования Андрея Корчевского, сверхнормативная плата “является скрытой легализацией незаконных выбросов”. А потому вместо нее необходимо ввести систему жестких санкций и штрафов.
“Важно, чтобы размеры штрафов и исков были весьма чувствительны для нерадивых природопользователей. В Чехии, например, суммы штрафов составляют от нескольких десятков до нескольких миллионов долларов. Причем право определять сумму штрафа предоставлено только инспектору, чтобы предприятие не могло просчитать, что ему выгоднее - не нарушать закон или уплатить штраф”, - отметил в своем выступлении Александр Брагин.
По мнению директора департамента правового обеспечения, необходимо ввести ограничения и на общий объем накопленных на предприятиях отходов. Экологи намерены разработать меры, по которым владельцам заводов будет невыгодно хранить утиль, и они будут вынуждены переходить на “чистые” технологии. К примеру, на востоке страны встала проблема утилизации более одного миллиона ртутьсодержащих приборов и изделий. Ежегодно 812 школ ВКО сдают 270 тысяч отработанных приборов и ламп. После использования они попадают на склады в Семее площадью 1200 гектаров, которые на данный момент полностью забиты. “По всей видимости, проблема не будет решаться еще 3-4 года, - отметил директор ТОО “Восточно-Казахстанский региональный экологический центр демеркуризации” Берик Малаев. - Это чревато тем, что в любой момент, случись какой-нибудь форс-мажор: землетрясение, наводнение, пожар, и накопленные нами более миллиона штук ртутьсодержащих изделий представят очень большую опасность. То есть мы сидим на бомбе замедленного действия”.
Астана |