|
“НП” продолжает цикл расследований, посвященных финансовому мошенничеству в нашей стране, - “Самые громкие аферы в Казахстане”. Все, как было на самом деле.
История семнадцатая
Ботагоз Омар
Опечатаны, упакованы...
Подделка печати одного из коммерческих банков страны для двух мужчин из Петропавловска стала нивой для дополнительного заработка. За полцены они подделывали квитанции об уплате административных штрафов, что причинило государству ущерб на сумму 601 365 тенге. Совсем недавно суд назначил им наказание в виде двух лет условного лишения свободы
В 2011 году 40-летний Нурлан Жаудинов купил ноутбук, за которым он проводил большую часть своего свободного времени. Покупка, казалось бы, ничем не примечательная. Но когда в январе 2012 года, сразу после ярких празднеств Нового года, его привлекли к административной ответственности при управлении “АУДИ-80”, оформленной на его мать, Нурлан всерьез задумался о том, что в век компьютерных технологий техника творит чудеса.
После крупных гуляний и массы подарков денег уже не было, а без водительских прав жизнь виделась ему в совершенно серых тонах. Поэтому, внимательно изучив прежнюю квитанцию об оплате штрафа, он решил позаимствовать у своего друга струйный цветной принтер: копир, сканер и принтер в одном.
Несколько часов он пытался сканировать имеющиеся квитанции, штампы банка, фотографировать их. Но отсканировать штамп в хорошем качестве так и не получилось. Вырезав канцелярским ножом из квитанций об оплате коммунальных платежей АО “СевКазЭнерго” штамп АО “Цесна банк”, он вставлял бланк квитанции в лот принтера, куда вставлялись чистые листы бумаги, а в лот, в который ложились копируемые документы, клал вырезанный фрагмент и нажимал на функцию “копировать”. После этого принтер копировал изображение оттиска печати и наносил его синим цветом на бланк квитанции. После чего Нурлану оставалось только его заполнить рукописным текстом.
Выбрав из “эскизов” документа наиболее удачный, он, надев для солидного вида очки, передал его с уверенным видом сотруднику УДП ДВД СКО, забрав свои водительские права.
После этого случая его снова несколько раз привлекали к административной ответственности и обязывали заплатить штрафы на разные суммы, от 5 до 15 месячных расчетных показателей (МРП). После первого удачного раза он перестал оплачивать штрафы. Бланки квитанций он беспрепятственно брал в АО “Казпочта”, они выдаются бесплатно.
Иногда специально ходил в АО “Цесна Банк”, расположенный напротив торгового дома “Сокол” по улице Абая, что возле парка памяти афганцам, где оплачивал коммунальные платежи - АО “СевКазЭнерго”, на квитанциях на обратной стороне имелись отличные оттиски печати АО “Цесна Банк” с разными номерами кассиров: 27, 50, 30, 1.
Отсканировав указанные штампы печати об оплате, он собственноручно заполнял квитанции об оплате административных штрафов на разные суммы. После чего распечатывал на цветном струйном принтере отсканированный штамп АО “Цесна Банк” и тем самым получал поддельную квитанцию об оплате того или иного административного штрафа.
С лета 2012 года к нему начали обращаться знакомые с просьбами изготовить поддельные квитанции об оплате административных штрафов, предлагая при этом оплату в размере 50 процентов от суммы штрафа. Так, по “сарафанному радио” у Нурлана начала появляться своя клиентура. Он записывал в специальном блокноте ФИО, РНН клиентов, их адреса, размеры штрафа, коды, назначения платежа. После этого у себя дома он заполнял квитанции об оплате, распечатывал отсканированный оттиск печати АО “Цесна Банк” или АО “Казпочта”, получая на следующий день деньги за “нарисованные ассигнации”.
Решив поставить все на поток, Нурлан обратился к своему безработному другу Алексею Симухину, который искал физических лиц, привлеченных к административной ответственности и нуждающихся в оплате штрафа за меньшую сумму, выплачивая ему по 500 тенге за каждую реализованную квитанцию.
Таким образом они смогли нанести ущерб государству более чем в 600 тысяч тенге.
Однако после несовпадений сумм, отраженных в квитанциях, с суммами, перечисляемыми “Цесна Банком” на расчетные счета госорганов, совместно с представителями Финпола была выявлена единая схема, по которой несложно было выйти на организаторов незаконного канала. Приговором Петропавловского городского суда Северо-Казахстанской области от 13 августа 2013 года подсудимые признаны виновными в совершении преступлений. По ст. 182 ч. 1 п. “а” УК РК им назначено наказание в виде одного года ограничения свободы каждому, по ст. 325 ч. 2 УК РК - в виде лишения свободы сроком на два года каждому.
На основании ст. 58 ч. 2 УК РК окончательное наказание назначено по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим в виде двух лет лишения свободы каждому. На основании ст. 63 ч. 1, 3 УК РК назначенное наказание осужденным считать условным с испытательным сроком по два года каждому.
Согласно ст. 63 ч. 5-1 УК РК установлен пробационный контроль. На осужденных Н.Г. Жаудинова и А. В. Симухина возложены следующие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы и учебы без уведомления специализированного органа, не посещать места массового отдыха граждан. В свободное от учебы и работы время не покидать места постоянного жительства, не выезжать в другие местности без разрешения специализированных органов.
Контроль за условно осужденными возложен на специализированный государственный орган - уголовно-исполнительную инспекцию города Петропавловска Северо-Казахстанской области.
Астана
Благодарим сотрудников пресс-службы Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью за помощь в написании материала. |