|
Ольга Шишанова
Историю страны акварелью и маслом за прошедшие 20 лет независимости решили рассказать художники Астаны, чей творческий расцвет пришелся на время становления Казахстана. Именитые мэтры живописи Ерлан Айтуаров, Мажит Байтенов, Тилеужан Батанов, Бахытнур Бурдесбеков и Мурат Сыдыков представили на суд зрителей в столичной галерее “Хас Санат” 85 своих художественных произведений
Пять художников - пять рассказов о двадцати годах подъема и процветания родной страны, родного Казахстана. Мечты и чаяния, изображения новостроек и красота родной природы - все нашло воплощение в произведениях, выставленных в стенах галереи.
Как отметила во время вернисажа директор галереи “Хас Санат” Жанна Есенбаева, каждая представленная на выставке работа отражает глубокую любовь художников к своей земле, к стране и особую гордость за свою родину. Ей вторит вице-президент Академии художеств Казахстана.
Ерлан Айтуаров: “Меня одолевают мысли о том, что я могу сделать для родины. С самого первого дня обретения Казахстаном независимости я хотел запечатлеть историю страны посредством своих произведений. Я и сегодня продолжаю об этом говорить”.
Сам Ерлан Сахипович закончил Львовский государственный институт декоративного и прикладного искусства еще в 1979 году. Сегодня он живописец и монументалист, член Союза художников РК, автор роскошных живописных полотен “Жер ана”, “Стрела Чингисхана”, “Аламан байге” и портретных работ “Салык-ата”, “Абай”...
“Мне нравится работать в историческом жанре, - говорит художник. - Именно поэтому я создал серию картин, посвященных Чингисхану, и являюсь автором монумента Абылай хану в поселке Бурабай Акмолинской области. Люблю писать пейзажи, портреты”.
Работы Мажита Байтенова, доцента кафедры архитектуры Агротехнического университета имени С. Сейфуллина в Астане, даже в ряду именитых художников сразу обращают на себя внимание символико-метафорической трактовкой вещей и явлений. Художник - непременный участник всех республиканских, региональных, областных художественных выставок, дипломант многих международных живописных симпозиумов. А его персональные выставки всегда привлекательны свежестью идей, неординарностью взгляда на мир, особым живописным прочтением полотен.
Круг тем, которые он разрабатывает, а затем воплощает на холсте, касается в первую очередь вопросов традиционной народной культуры, истории Казахстана. Благодаря своему врожденному таланту в соединении с глубокими знаниями в области истории, быта, обычаев народа художник создает произведения, в которых основная сущностная тема казахского традиционного искусства - единство человека и мироздания - обретает современное звучание. На вернисаже были представлены такие его работы, как “Золотой воин”, “Тени предков”, “Магнитка строится”, “Баян аул ночью”, “Портрет металлурга”, “Шахтер”, которые дают наглядное представление о плодотворном творческом пути, пройденном художником за минувшие десятилетия, о его поисках и находках, особенностях его палитры и яркой индивидуальности.
“Стихия моих полотен - цвет, насыщенный, будоражащий. Я сознательно уплотняю пространство, располагая в определенном ритмическом порядке на холсте крупные цветовые пятна и организуя всю композицию по орнаментальному принципу, традиционному для народного казахского искусства, - рассказывает художник. - В то же время я пишу не только маслом. Я очень люблю акварель, которая не только открывает широкие возможности для импровизаций и обобщений, но и очень созвучна моему восприятию жизни”.
“Таинство души” - пожалуй, именно так можно было бы определить девиз, под которым расположились на вернисаже художественные произведения
Тилеужана Батанова. Почетный профессор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, член-корреспондент Академии художеств РК, сегодня он посвящает студентов в тонкости архитектуры и дизайна, а его творческие работы украшают резиденцию президента в Астане.
Свои новые работы, коих набралось 137 единиц, Тилеужан Батанов создал в самых разных техниках: в живописи, скульптуре, мелкой пластике, и даже сотворил два художественных панно, выполненных в технике резьбы по дереву.
И в каждом из своих произведений художник оказался оригинален. Его живописные полотна пронизывает тонкое ощущение цвета, а вибрации воздуха сплетаются с глубиной мысли. Тилеужан Батанов видит не только красоту окружающего мира, его радужную звучную многокрасочность, но и пытается, как истинный мастер, уловить музыкальность красок, мимолетность настроений, движение мирозданья. Что подчеркивают его пейзажи “Голубые горы”, “Окжетпес”, “Вечер в Зеренде”, “Осень” или портреты “Девушка в саукеле”, “Дочь степей”, “Девушка с домброй”.
“Иногда я пытаюсь соединить особенности разных техник, добиваясь акварельной легкости и прозрачности от масляных картин, - делится художник своими мыслями, - а еще я уделяю внимание абстрактным произведениям, насыщенным сложными ассоциациями, которые так же, как и Василий Кандинский, называю просто “композиции”. Нравится художнику работать и в жанре скульптуры, в которой он умеет одним штрихом, одной деталью точно передать особенность облика и характер модели.
Бахытнур Бурдесбеков - дизайнер по образованию и живописец по призванию. Выражает он себя в абстракции, к которой тяготел еще будучи студентом знаменитой “Мухинки” - Ленинградской академии живописи имени В.Мухиной. У него по-детски яркий и свежий взгляд на мир, который он старается передать в ощущениях.
“Мои картины - это выражение подсознательного через цвет, линии, пятна... И когда я пишу, я порой сам не знаю, что получится в итоге. Бывает, начинаю работать с эскизом, а на следующий день он мне уже не нравится. Все зависит от того состояния, в котором я нахожусь, когда пишу на холсте. Иногда создаю произведение три дня, иногда очень быстро, как, например, картину “Весна” - всего за три часа. Случается, что мои работы вешают неправильно, но я сам порой удивляюсь тому, что их, оказывается, интересно рассматривать и в другом ракурсе. И еще я глубоко убежден, что для любого художника нет ничего страшнее творческого простоя...”
На абстрактных полотнах мастера на выставке можно было разглядеть фигуру быка - любимый символ автора. А его картина “Тyскi сќт” - “Обеденный перерыв” явно свидетельствовала о хорошем чувстве юмора художника - ленивое послеобеденное состояние он передал посредством образа зажмурившегося кота, голова которого возвышалась над абстрактной круговертью ярких линий и пятен.
И, наконец, декоративные произведения Мурата Сыдыкова, самого молодого художника по возрасту и самого основательного по работам - все-таки скульптор как-никак, - достойно завершая вернисаж, удачно дополняли живописные произведения его собратьев по кисти. Молодость не помешала Мурату принять участие во многих областных, республиканских и международных выставках и стать дипломантом Международной выставки “Арт-Евразия” и дипломантом Международного симпозиума художников.
Астана |