|
Ольга Шишанова
В Астане состоялась премьера знаменитого балета Чезаре Пуньи “Эсмеральда” по мотивам романа В. Гюго “Собор Парижской Богоматери” в постановке известного итальянского хореографа Тони Канделоро.
По мнению критиков и публики, он считается очень просвещенным артистом, реализующим такие идеи, которые возносят танец в необычный ранг, примером чему стало его выступление в 1995 году в концертном зале “Нерви” в Ватикане в присутствии самого Иоанна Павла II. Сегодня Тони Канделоро - наш собеседник в эксклюзивном интервью
- Г-н Канделоро, почему Вы выбрали для постановки именно балет “Эсмеральда”?
- Когда-то, в 40-е года, в Казахстане было несколько его постановок. Но вот тогда как-то не сложилось. Это вообще очень редко исполняемый балет, и я в восторге от того, что руководство столичного театра пригласило меня на постановку этого знаменитого спектакля.
Та постановка, над которой работал я, максимально приближена к первоначальному оригиналу самого Петипа, классическому. Кроме того, как я уже сказал, балет весьма редко ставился на мировых сценах. Одна его классическая постановка была осуществлена в Берлине, еще одна - в театре Мусоргского (ныне Михайловский театр) в Санкт-Петербурге, и вот теперь в Астане. Все остальные постановки - это те, в которых хореографы захотели предложить свое видение балета, далекого от классических канонов.
- Спектакль поставлен по мотивам произведения Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”. Какие мотивы были выбраны конкретно для постановки балета “Эсмеральда”?
- Либретто было написано французским балетмейстером Жюлем Перро, который впервые поставил этот балет на сцене Лондонского Королевского театра в марте 1844 года. Он отобрал несколько сцен, наиболее близких к раскрытию темы Эсмеральды. Например, та же сцена “Праздник безумцев” с участием Квазимодо в книге расположена вначале, а в балете он поставил ее почти в конце. Тем самым он хотел показать, как народ был отвлечен двумя совершенно противоположными ситуациями - приговором Эсмеральде и праздником, что устроил Квазимодо на площади. Так часто бывает и в жизни.
Я считаю, что Гюго - великий мастер, который с циничным психологизмом описал те моменты, когда мы не отдаем себе отчета в своих действиях либо понимаем это слишком поздно.
- Вырисовывается довольно мрачная картина...
- Отнюдь! Поверьте, моя реконструкция балета носит позитивный характер. Я старался, чтобы в балете было видно, что в нем много праздника, что в нем очень много оттенков любви - от обожания до ненависти и предательства. Вообще, по моему мнению, этот спектакль - своеобразный гимн любви и страсти. Кстати, в середине XIX века постановка “Эсмеральды” Перро вызвала даже скандал с церковью, поскольку показывала неприемлемое качество для отцов церкви - священник в их представлении попросту не мог влюбиться в цыганку, в их глазах это было не только насмешкой, но и кощунством. Хореографу пришлось поменять некоторые сцены...
- Что Вы скажете о казахстанской балетной труппе, которая задействована в Вашей постановке?
- Прежде чем я приехал в Астану и познакомился с труппой столичного Театра оперы и балета имени К.Байсеитовой, я уже слышал много хорошего о них в Европе от знатоков мира балета и искусства. Многие очень лестно отзывались о возрастающем мастерстве артистов и улучшении разнообразия репертуара спектаклей.
- Вам доводилось работать с коллективами многих стран. В чем творческая особенность казахстанских артистов?
- Мне очень нравится не только профессиональное отношение к делу театральной труппы, что задействована в спектакле, но и тот факт, что у меня не было проблем при распределении ролей, так как типология артистов оказалась смешанных кровей, что сыграло на руку героям балета. Ваши артисты балета просто молодцы, я восхищен их динамизмом в работе. Мы проработали благодаря этому три состава, а это, поверьте, очень сложно для премьеры, которую готовили всего полтора месяца.
- Ваш любимый балет?
- Я принимал участие во многих балетных постановках - на сцене я с 18 лет. Но до того как заняться танцами, мне прочили неплохое будущее художника. Даже свои первые уроки танцев я оплачивал деньгами, вырученными от продажи моих рисунков и картин. Наверное, потому что во мне сидит эта искорка художничества, все эскизы костюмов и декораций к балету “Эсмеральда” я создал сам.
Что же касается моих предпочтений в балете, то я очень люблю балеты Михаила Фокина и особенно практически весь романтический репертуар такого прославленного мастера, как Петипа. Кроме того, мне очень нравятся артисты балета бывшего СССР. Например, Олег Гализовский, который, по моему мнению, создал скульптуру танца, находящуюся в движении.
Из тех балетов, что поставил я сам...Мне трудно ответить на этот вопрос - в каждый из спектаклей я вложил душу, время, деньги. Когда я работаю, для меня перестают существовать обычные человеческие потребности - сон, еда, и тогда я сожалею, что в сутках всего 24 часа, а не 48.
Моя жизнь - это танец. Иногда меня посещают мысли, что я где-то недоработал, где-то мог бы и лучше сделать - предела совершенству нет. Но тут главным критерием тогда выступает зритель. Так было, например, с моей постановкой спектакля “Рождение Вселенной” на музыку Хайдина, композитора, когда-то вдохновившего самого Моцарта. Я очень нервничал. К счастью, зрителю он понравился настолько, что это вселило в меня уверенность того, что мои душевные затраты при осуществлении постановки оказались не напрасны.
- Ваши ближайшие планы после Астаны?
- Сейчас, после прошедшей в столице Казахстана премьеры “Эсмеральды”, я должен ехать в Париж на реконструкцию трех одноактных балетов: “Сильфида”, “Послеполуденный отдых фавна” и “Петрушка”. Так что скучать не приходится...
- Каковы Ваши впечатления о Казахстане?
- В Астане я в первый раз. Впечатления о столице после почти полутора месяцев работы просто восхитительны - для меня этот город стал особым местом, и я хочу это подчеркнуть. Очень впечатляет то, как сложились творческие и человеческие отношения с коллективом и руководством столичного Театра оперы и балета. Я просто не хочу отсюда уезжать. И когда-нибудь буду рад вернуться.
Астана
Справка “НП”
Тони Канделоро - один из выдающихся итальянских танцоров на европейской сцене. Начал свою карьеру в 1983 году на сцене театра “Арена ди Верона”. Танцевал в балетах Джорджа Баланчина, Леонида Массинэ, Михаила Фокина, Жири Килиана, Ганса ван Манена. В 1991 году его пригласили в качестве ведущего солиста балета в Кировский театр в Ленинграде (ныне Мариинский театр, г.Санкт-Петербург), в театр Лувра в Париже, на фестиваль в Лодзи (Польша) и в театр “Ла Фениче” в Венеции. Обладатель премии “Европейское выражение” и премии Позитано в категории “искусство танца”.
На протяжении почти тридцатилетней карьеры в балете Тони Канделоро работал в качестве художественного руководителя, хореографа и балетмейстера в таких балетных труппах международных театров, как: Национальный театр балета Кубы, оперный театр Тираны, оперный театр в Вильнюсе, молодежная балетная труппа Национальной консерватории музыки и танца в Париже, Национальный музыкальный центр имени Эрика Сати в Париже, оперный театр в Цюрихе, Фонд и Театр Верди в Триесте, театр “Ла Фениче” в Венеции, театр “Комунале Болонья”, Театр Верди в Бриндизи, Фонд и Театр Беллини в городе Катания, Фонд и Театр Массима в Палермо, Фонд Тито Скипа в Лечче и др. |