|
Ольга Шишанова
В Алматы состоялся II Международный фестиваль театров кукол “Ортеке”. На сцене государственного академического театра для детей и юношества имени Г.Мусрепова семь кукольных театров представили свои конкурсные спектакли. В их числе Южно-Казахстанский областной театр кукол, Государственный театр кукол Чкаловска (Таджикистан), Кыргызский государственный театр кукол имени М. Жангазиева, Татарский государственный театр кукол “Экият”, Актюбинский областной театр кукол “Алакай”, театр Измира (Турция) и Мангыстауский областной театр кукол.
В состав именитого жюри под руководством профессора Марека Вашкеля из Польши оказалась приглашена и наша сегодняшняя собеседница - заслуженная артистка РК, художественный руководитель столичного театра кукол, ученица Сергея Образцова и доцент Казахского национального университета искусств Куралай Ешмуратова
- Куралай Халекетовна, что, по Вашему мнению, явилось отличительной чертой нынешнего II Международного фестиваля кукольных театров?
- Думаю, что главной отличительной чертой фестиваля стало то, что все кукольные театры-участники выросли профессионально.
Если в 2007 году, когда проходил 1-й фестиваль, были только переводные спектакли и работы российских режиссеров, то сейчас произошли изменения - появились не только работы казахстанских режиссеров, но и изумительно красиво в их работах обыграны национальные обычаи и традиции казахского народа.
Отмечу также то, что кукольные театры впервые на фестивале представили трагедию. Этот жанр редко используется в кукольном театре, так как специфика театра кукол предполагает, в первую очередь, сатиру, юмор, гротеск. В этот раз, что примечательно, трагедию привезли многие театры, участвующие в фестивале.
Трагедию ставить очень сложно, это равносильно постановке в кукольном театре балета, который ставится еще реже. Впервые балет-спектакль был поставлен Каунасским кукольным театром, который представил “Петрушку” Стравинского.
Наш столичный театр последовал их примеру. И когда мы поставили балет-спектакль “Это я нарисовал” на основе ученических рисунков на тему “Я и моя семья”, нам стало ясно, что тема полной семьи волнует не только взрослых, но и детей.
- Что вынесли из программы фестиваля лично Вы - как профессионал, давно работающий в данной сфере?
- Лично мне этот фестиваль дал толчок к дальнейшей творческой деятельности. Для других наверняка это было позитивное общение и возможность увидеть то, над чем работают другие театры. Всех, в том числе и жюри, поразили киргизы. Они привезли постановку по Ч.Айтматову “И дольше века длится день”.
Кстати, киргизскому кукольному театру в этом году 75 лет, на год меньше, чем ТЮЗу в Алматы. В этот раз постановка театра кукол из Бишкека также оказалась на высоте. Спектакль носил название “Томого”, хотя история мирового театра знает множество его сценических интерпретаций. В нем именно благодаря Айтматову впервые была поднята проблема забвения всего самого святого, что есть у человека, названная манкуртизмом.
Средства театра кукол позволили создателям спектакля с позиций дня сегодняшнего взглянуть на давно известный сюжет и задуматься об исторических параллелях. Живой план, пластика больших кукол, глаза в живом плане и души ушедших в образах маленьких кукол потрясли жюри настолько, что спектаклю единогласно присудили первое место.
- А что остальные награды? Сколько их было и кому они были присуждены?
- Вторая награда была присвоена в номинации “Лучший художник”. Согласитесь, что в любом спектакле не последнюю роль играет художественное оформление. Награду получила художница Асия Курманалина из Актюбинского кукольного театра за оформление спектакля “Отпусти поводья и лети”. В нем оказались прекрасно сплавлены обряды, традиции, музыка и танцы казахского народа, явившие собой основу национальной культуры.
Лучшим режиссером был признан Бекпулат Парманов, который в своем прочтении предложил спектакль “Люди и птицы” от Мангыстауского театра кукол по произведению Сакена Жунусова. Примечательно, что режиссер предложил рассмотреть спектакль сквозь призму любви, а не социальных проблем. Все это было сделано посредством кукол. Кроме того, в спектакле было интересно подано решение сценического пространства.
Лучшей актерской работой признали игру актрисы Улжалгас Ташибек Шымкентского театра кукол в постановке опять же режиссера Парманова “Миржан и Ахмет”. Кукла, которая находилась в ведении актрисы, настолько точно выражала пластикой движений эмоции, что, несмотря на то, что это было открытое вождение, зрители не замечали фигуру актрисы, а видели только игру куклы и слышали голос куклы.
Таджикский театр кукол получил грамоту за изумительное использование национального колорита, а татарский - за удивительное музыкальное оформление. Они привезли постановку русской сказки “Волк и семеро козлят”, в которой использовали национальные татарские песни и танцы. Это вызвало настоящий фурор и лишний раз подчеркнуло вневременность и принадлежность истинного искусства всему человечеству.
Также члены жюри решили отметить работы коллективов Театра г.Измира из Турции и театра кукол г. Чкаловска из Таджикистана специальными дипломами за участие во II Международном фестивале театров кукол “Ортеке” за спектакли “Русалочка”, решенном в теневом варианте, и “Гульранг и Хушранг” - современной версии сказки о волке и козлятах.
А вот номинация “Новация фестиваля”, к сожалению, никому присуждена не была.
- Трудно создать кукольный спектакль?
- Я считаю, что куклы благодаря их специфическим особенностям в руках умелого актера могут все. Хотя в отличие от человека некоторые моменты - эмоции, философские размышления - кукла ощущать не может. Тем более, долго. Ее главная особенность - пластика. Ранее считалось, что если театр кукольный, то в нем должны быть главными героями куклы, если театр для людей, то главные герои - люди-актеры. Сейчас же, на протяжении уже почти 10 лет, странным образом идет смешение стилей в этом направлении.
- Почему?
- Одной из проблем, на мой взгляд, является очень высокая цена кукол. В среднем одна кукла стоит 90-100 тысяч тенге. Для спектакля требуется их шесть-семь... Но беда даже не в этом. У нас просто исчезает такая профессия, как художник-кукольник. И очень мало актеров-кукловодов. Все это отражается на творческом процессе и, как результат - на самом спектакле и зрительском восприятии.
- Вы много лет посвятили кукольному театру, были ученицей великого Сергея Образцова. Какой спектакль стал для Вас эталоном за годы Вашей работы?
- Когда я училась в Москве, в 1974 году труппой Сергея Образцова был поставлен спектакль “Дон Жуан”, который я помню до сих пор. Меня поразило мастерство актеров, режиссура Образцова - в спектакле не было людей, были только куклы, с каждой из которых работали 5-6 человек, благодаря чему мимика и пластика были на высоте!
Причем все удачно гармонировало с сюжетом.
Конечно, я пытаюсь передать это “чувство локтя” артистов своим студентам, которых я обучаю режиссуре и актерскому мастерству в Университете искусств и постоянно при этом привожу в пример Сергея Образцова, который был не только изумительным педагогом, но и очень талантливым человеком и умел перестраиваться, репетируя в день по три разных спектакля. Мне пока это не удается, хотя я поставила более сотни спектаклей самых разных жанров. Зато мне есть на кого равняться и к чему стремиться!
Астана |