ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Куклы, как люди Культура

Ольга Шишанова
В Алматы состоялся II Международный фестиваль театров кукол “Ортеке”. На сцене государственного академического театра для детей и юношества имени Г.Мусрепова семь кукольных театров представили свои конкурсные спектакли. В их числе Южно-Казахстанский областной театр кукол, Государственный театр кукол Чкаловска (Таджикистан), Кыргызский государственный театр кукол имени М. Жангазиева, Татарский государственный театр кукол “Экият”, Актюбинский областной театр кукол “Алакай”, театр Измира (Турция) и Мангыстауский областной театр кукол.
В состав именитого жюри под руководством профессора Марека Вашкеля из Польши оказалась приглашена и наша сегодняшняя собеседница - заслуженная артистка РК, художественный руководитель столичного театра кукол, ученица Сергея Образцова и доцент Казахского национального университета искусств Куралай Ешмуратова

alt
- Куралай Халекетовна, что, по Вашему мнению, явилось отличительной чертой нынешнего II Международного фестиваля кукольных театров?

- Думаю, что главной отличительной чертой фестиваля стало то, что все кукольные театры-участники выросли профессионально.
Если в 2007 году, когда проходил 1-й фестиваль, были только переводные спектакли и работы российских режиссеров, то сейчас произошли изменения - появились не только работы казахстанских режиссеров, но и изумительно красиво в их работах обыграны национальные обычаи и традиции казахского народа.
Отмечу также то, что кукольные театры впервые на фестивале представили трагедию. Этот жанр редко используется в кукольном театре, так как специфика театра кукол предполагает, в первую очередь, сатиру, юмор, гротеск. В этот раз, что примечательно, трагедию привезли многие театры, участвующие в фестивале.
Трагедию ставить очень сложно, это равносильно постановке в кукольном театре балета, который ставится еще реже. Впервые балет-спектакль был поставлен Каунасским кукольным театром, который представил “Петрушку” Стравинского.
Наш столичный театр последовал их примеру. И когда мы поставили балет-спектакль “Это я нарисовал” на основе ученических рисунков на тему “Я и моя семья”, нам стало ясно, что тема полной семьи волнует не только взрослых, но и детей.
- Что вынесли из программы фестиваля лично Вы - как профессионал, давно работающий в данной сфере?
- Лично мне этот фестиваль дал толчок к дальнейшей творческой деятельности. Для других наверняка это было позитивное общение и возможность увидеть то, над чем работают другие театры. Всех, в том числе и жюри, поразили киргизы. Они привезли постановку по Ч.Айтматову “И дольше века длится день”.
Кстати, киргизскому кукольному театру в этом году 75 лет, на год меньше, чем ТЮЗу в Алматы. В этот раз постановка театра кукол из Бишкека также оказалась на высоте. Спектакль носил название “Томого”, хотя история мирового театра знает множество его сценических интерпретаций. В нем именно благодаря Айтматову впервые была поднята проблема забвения всего самого святого, что есть у человека, названная манкуртизмом.
Средства театра кукол позволили создателям спектакля с позиций дня сегодняшнего взглянуть на давно известный сюжет и задуматься об исторических параллелях. Живой план, пластика больших кукол, глаза в живом плане и души ушедших в образах маленьких кукол потрясли жюри настолько, что спектаклю единогласно присудили первое место.
- А что остальные награды? Сколько их было и кому они были присуждены?
- Вторая награда была присвоена в номинации “Лучший художник”. Согласитесь, что в любом спектакле не последнюю роль играет художественное оформление. Награду получила художница Асия Курманалина из Актюбинского кукольного театра за оформление спектакля “Отпусти поводья и лети”. В нем оказались прекрасно сплавлены обряды, традиции, музыка и танцы казахского народа, явившие собой основу национальной культуры.
Лучшим режиссером был признан Бекпулат Парманов, который в своем прочтении предложил спектакль “Люди и птицы” от Мангыстауского театра кукол по произведению Сакена Жунусова. Примечательно, что режиссер предложил рассмотреть спектакль сквозь призму любви, а не социальных проблем. Все это было сделано посредством кукол. Кроме того, в спектакле было интересно подано решение сценического пространства.
Лучшей актерской работой признали игру актрисы Улжалгас Ташибек Шымкентского театра кукол в постановке опять же режиссера Парманова “Миржан и Ахмет”. Кукла, которая находилась в ведении актрисы, настолько точно выражала пластикой движений эмоции, что, несмотря на то, что это было открытое вождение, зрители не замечали фигуру актрисы, а видели только игру куклы и слышали голос куклы.
alt
Таджикский театр кукол получил грамоту за изумительное использование национального колорита, а татарский - за удивительное музыкальное оформление. Они привезли постановку русской сказки “Волк и семеро козлят”, в которой использовали национальные татарские песни и танцы. Это вызвало настоящий фурор и лишний раз подчеркнуло вневременность и принадлежность истинного искусства всему человечеству.
Также члены жюри решили отметить работы коллективов Театра г.Измира из Турции и театра кукол г. Чкаловска из Таджикистана специальными дипломами за участие во II Международном фестивале театров кукол “Ортеке” за спектакли “Русалочка”, решенном в теневом варианте, и “Гульранг и Хушранг” - современной версии сказки о волке и козлятах.
А вот номинация “Новация фестиваля”, к сожалению, никому присуждена не была.
- Трудно создать кукольный спектакль?
- Я считаю, что куклы благодаря их специфическим особенностям в руках умелого актера могут все. Хотя в отличие от человека некоторые моменты - эмоции, философские размышления - кукла ощущать не может. Тем более, долго. Ее главная особенность - пластика. Ранее считалось, что если театр кукольный, то в нем должны быть главными героями куклы, если театр для людей, то главные герои - люди-актеры. Сейчас же, на протяжении уже почти 10 лет, странным образом идет смешение стилей в этом направлении.
- Почему?
- Одной из проблем, на мой взгляд, является очень высокая цена кукол. В среднем одна кукла стоит 90-100 тысяч тенге. Для спектакля требуется их шесть-семь... Но беда даже не в этом. У нас просто исчезает такая профессия, как художник-кукольник. И очень мало актеров-кукловодов. Все это отражается на творческом процессе и, как результат - на самом спектакле и зрительском восприятии.
alt
- Вы много лет посвятили кукольному театру, были ученицей великого Сергея Образцова. Какой спектакль стал для Вас эталоном за годы Вашей работы?

- Когда я училась в Москве, в 1974 году труппой Сергея Образцова был поставлен спектакль “Дон Жуан”, который я помню до сих пор. Меня поразило мастерство актеров, режиссура Образцова - в спектакле не было людей, были только куклы, с каждой из которых работали 5-6 человек, благодаря чему мимика и пластика были на высоте!
Причем все удачно гармонировало с сюжетом.
Конечно, я пытаюсь передать это “чувство локтя” артистов своим студентам, которых я обучаю режиссуре и актерскому мастерству в Университете искусств и постоянно при этом привожу в пример Сергея Образцова, который был не только изумительным педагогом, но и очень талантливым человеком и умел перестраиваться, репетируя в день по три разных спектакля. Мне пока это не удается, хотя я поставила более сотни спектаклей самых разных жанров. Зато мне есть на кого равняться и к чему стремиться!

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение