|
Юлия Квочкина
Создатель триединства
В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева проходит выставка картин Николая Рериха и Святослава Рериха из собрания Международного центра Рерихов в Москве. В выставочном зале присутствовали не только картины, но и художественные произведения, книги над которыми долгое время путем доскональных изучений восточных мудростей работали члены семьи Рериха. Посетители данной выставки смогли увидеть около семидесяти сборных работ Николая и Святослава Рерихов.
Каждый из членов семьи Рериха уже давно олицетворяет мировую культуру, синтез знаний и опыта, перенесенного то на холст, то на бумагу в виде письменного творчества. Николай Константинович Рерих очень многогранная личность. Родился он в Петербурге в 1874 году. С детства увлечения и интересы Николая Константиновича были очень разнообразными и обширными, что уже с такого юного возраста говорило о таланте будущего культурного деятеля. Николай Рерих принадлежит к плеяде крупнейших деятелей мировой культуры. Ведь личность, объединившая в себе непревзойденные таланты художника, писателя, ученого, путешественника, общественного деятеля, публициста, просветителя, мыслителя - вызывает восхищение.
Стоит отметить, что Николай Константинович является основателем международного движения в защиту культуры, для которого им был разработан символ “Триединство”. Символ достаточно древний и неоднозначный. Три точки внутри круга можно растолковать как прошедшее, настоящее и будущее или святую троицу, облаченную в круг, символизирующий вечность. Однако смысл данного символа более обширен и серьезен, как и все творчество Николая. Сама цифра 3 носила для Николая Константиновича таинственный смысл, который он встречал в истории различных народов, философских учениях и в собственных умозаключениях. В 1924 году Николай Рерих организовал и руководил знаменитой Центрально-Азиатской экспедицией, где было создано более 500 картин и этюдов, вошедших в известную серию “Гималаи”. В творчестве Николая Рериха очень много картин, где изображены величественные горы, именно поэтому он был назван “непревзойденным певцом гор” и “величайшим интуитивистом века”. Стоит отметить, что большую часть своей жизни Николай Константинович путешествовал, и это увлечение легло в основу практически всех полотен. Он объехал почти всю Русь, посетил Америку, Азию.
Николай Рерих необычайно тонко передает всю красоту гор, техника его фотогенична, ведь художник старался запечатлеть мимолетную красоту, которая может больше не повториться. Здесь нужно еще успеть ухватить момент, ведь за кажущейся простотой полотна спрятана кропотливая работа художника. Техники картин достаточно сложны, можно увидеть интересные штрихи, смешения красок. Если говорить о цветовой гамме, то многие посетители, которые видят картины Николая Рериха, замечают эффект “свечения красок”, такое же свечение можно увидеть и у Святослава Рериха. За счет чего этот эффект достигается, до сих пор спорят художники, это были своеобразные особенности техники автора и его духовного мира. Младший сын Николая - Святослав Рерих, тоже был очень талантливым художником, просветителем, общественным и культурным деятелем. Творческое наследие Святослава богато серией женских портретов, портретов деятелей Индии, а также им создано более тридцати портретов своего отца. Стили его картин очень разнообразны, ведь среди картин Святослава есть работы в пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи.
Ирина Садовская, член Культурного центра имени Рериха, Алматы: “Данная выставка приурочена к очень важной дате, 85 лет назад по территории Казахстана проходила Центрально-Азиатская экспедиция, руководителем которой был Николай Рерих, в ней участвовал он сам, его супруга Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич. Сам Николай Константинович очень многогранный человек и стоит заметить, что он создал более 7000 картин и является создателем первого договора об охране культурных ценностей, который носит название “Пакт Рериха”. Все, кто видел Николая Константиновича за работой, поражались, с какой быстротой и легкостью он рисует свои полотна, а все тяготы планирования картины, ее замысел оставались в тени. Удивительно, что по тому же принципу он действовал и в своем публицистическом творчестве. Когда он подходил к своему секретарю, диктовал уже готовый текс, без малейшей правки и корректировки. Его литературное наследие состоит из небольших очерков. Несмотря на свою лаконичность, его произведения очень глубокие, над смыслом которых можно достаточно долго рассуждать. На выставке в основном представлена его “Гималайская” серия и несколько сюжетных картин. Николай Рерих никогда не изображал в своих работах случайные места, чаще всего это были места духовные, священные, либо места, отмеченные легендой - на каждом холсте запечатлено что-то знаковое. Например, в картине “Буря” изображен монах, который бежит против ветра, в дикую бурю, к тому же стремится на вершину горы. Как мы видим, везде встречает сопротивление. Дело в том, что изображенный монах находится в состоянии особого транса. Человек, находящийся в таком трансе, может показывать удивительные физические возможности, бежать несколько суток с большой скоростью. На Тибете знают, что в таком состоянии нельзя окликнуть человека; если это сделать, то он замертво рухнет на землю. А ведь, с другой стороны, мы видим человека устремленного, который преодолевает препятствия погодные и физические. И самое главное - Николай Рерих в своих картинах всегда призывал к добру и нравственности”. |