|
Айгерим Бейсенбаева
Новый сезон в Государственном академическом театре для детей и юношества имени Натальи Сац открылся красочным музыкальным спектаклем “Бременские музыканты”.
Режиссер спектакля Султан Усманов, заслуженный артист Республики Таджикистан, поставил старую популярную сказку, как настоящее цирковое шоу. С гимнастами, акробатами, танцами и песнями
Таджикский режиссер Султан Усманов работает с театром уже несколько лет. И за это время поставил не один и не два спектакля, а целых пятнадцать. Секрет такой плодовитости, по мнению режиссера, заключается в редком взаимопонимании, установившемся с актерами труппы. Несколько последних спектаклей режиссер подобрал специально под актерский коллектив, чтобы максимально раскрыть каждый из талантов.
О том, чем живет сегодня детский театр и о собственной кочевой режиссерской судьбе, рассказывает Султан Усманов.
- Султан Алимжанович, Вы уже несколько лет плодотворно сотрудничаете с труппой казахстанского театра. Как складывался Ваш творческий путь до приезда в Казахстан?
- В родном Таджикистане я получил образование на актерском факультете, но всегда тянуло в режиссуру. После окончания учебы актером я не работал ни дня. Поехал в Москву и окончил курсы на режиссера музыкальных театров.
По возвращении в Таджикистан я пошел в Академический театр оперы и балета. Там мне довелось поработать над серьезными оперными произведениями таких авторов, как Верди, Бизе, Чайковский - всего около двадцати постановок.
После этого меня пригласили работать в Театр русской драмы - это было уже в начале 90-х. В те годы в Таджикистане произошла гражданская война, и вся труппа Театра русской драмы, кроме стариков, покинула страну. Когда я пришел туда, никого уже практически не осталось и актеров пришлось набирать заново. Мы организовали студию при театре, набрали молодых актеров. Первые два года я занимался только педагогикой. Сколотили хорошую труппу, наработали основательный репертуар, поездили по гастролям, завоевали признание. Потом в течение жизни театра что-то поменялось, и я опять поспешил уйти. Такая уж у меня кочевая натура.
- Как Вы оказались в Казахстане?
- Это и случайность, и закономерность. В 2006 году мы прибыли в Алматы с постановкой Театра русской драмы. Здесь проходил I Международный театральный фестиваль стран Центральной Азии. Тогда руководство ТЮЗа имени Сац предложило мне что-нибудь для них поставить. Я долго думал, что бы такое им предложить, помню, изучал труппу как раз по этим портретам, что висят в фойе. Остановились на “Закате” Бабеля...
И в марте 2007 года состоялся мой режиссерский дебют на казахстанской сцене. С тех пор мы поставили вместе 15 спектаклей и останавливаться на этом не хочется. Творческие контакты периодически возобновляются. Несмотря на то, что многих актеров труппы за эти годы сменили другие, взаимопонимание неизменно присутствует. Я считаю, что настоящий творческий контакт начинается после нескольких спектаклей, нескольких лет совместной работы. Поэтому я задержался здесь. Единомышленников можно найти где угодно, а для режиссеров вообще не существует ни страны, ни национальности.
- Недавно на сцене ТЮЗа состоялась премьера еще одной Вашей постановки “Бременские музыканты”. Говорят, у Вас на сцене были акробатические трюки...
- Все прекрасно помнят советский мультфильм, созданный по этой сказке.
В нашем сознании старая сказка неотделима от музыки Гладкова. Без этих песен-хитов она, пожалуй, ничего не стоит. Все мы выросли на этом мультфильме, и потому постановка спектакля по “Бременским музыкантам” - дело одновременно и интересное, и сложное.
Материал захватывающий, живой, интерес к этой истории не ослабевает, но, с другой стороны, как подать это все по-новому?
Мы долго обдумывали, как осуществить постановку, перебирали материал. Кто такой Трубадур? Это бродячий музыкант, актер. И там ведь не только пели. Клоунада, акробатика, ходьба по канату, фокусы с пламенем...
В итоге мы решили сделать своеобразное полуцирковое шоу. Нарисовали, так сказать, картины жизни средневековой богемы, артистического общества.
Зрелищность, динамика, красочность - это основные составляющие детского спектакля, и, судя по реакции зала на премьере, мы чего-то добились.
- Ваша целевая аудитория - это дети. Присутствие какого-то морального урока обязательно в спектакле? Или Вы делаете упор на развлекательность?
- Все старые детские сказки учат хорошему. “Золушка” - трудолюбию, “Бременские музыканты” - настоящей дружбе, верной любви, об объединяющей силе искусства. Классика вообще кладезь житейской мудрости, а наша сказка затрагивает столько тем, что их сложно даже перечислить.
- В своем спектакле “Пять жен Ходжи Насреддина” Вы несколько фривольно поднимаете тему многоженства. На какие темы Вы вообще любите говорить со зрителем? А каких бы никогда не стали касаться?
- Я не думаю, что дети сегодня должны расти, как в башне слоновой кости - не соприкасаясь с взрослым миром. Напротив, многие вещи должны дойти до них, описанные высоким языком театра. Искусство должно готовить детей к жизни, а не только развлекать. Из сказок дети узнают, что есть добро и зло, и будет лучше, если они будут настроены на то, что добро побеждает.
Вообще, с такой аудиторией работать сложно. Необходимо показать правду, не нарушить их чистое восприятие, но и не отгораживать их от каких-то серьезных вещей.
Политики нам сейчас твердят: воспитывайте своих детей патриотами, сознательными гражданами. На мой взгляд, в первую очередь нужно воспитать ребенка настоящим человеком. А он уже сам потом непременно выберет нужную сторону.
- Жизнь современных детей, кажется, проходит перед монитором компьютера. Находятся ли те, кто ходит в театры по доброй воле? Есть ли сейчас юный театральный зритель?
- Театру давно пророчили смерть. А с появлением телевидения эти пророчества звучали все убедительнее. Однако на дворе уже XXI век, а театр все живет и процветает. Ни телевидение, ни Интернет не способны затмить театр настолько, чтобы он ушел на свалку истории.
Все это справедливо и по отношению к детским театрам.
Каждый раз с замиранием сердца заглядываю в зал - сидят дети. Думаю, живое актерское мастерство ничто не заменит.
У меня сын. Тоже сидит за компьютером целыми сутками. Тоже возникали проблемы. Но меня больше беспокоит, что современные дети мало читают.
Мы в свое время читали книги с фонариком под одеялом, родители нас отправляли спать - мы не шли. Не подумайте только, что это разговоры в стиле “в наше время сахар был слаще”, но некоторые стоящие вещи и явления действительно были в цене.
Своему ребенку я хитро подсовывал книжки. Полистает немного, откладывает - неинтересно. Я не сдавался. Думаю, любыми способами заинтересую ребенка. Одну, вторую, третью... и вот, наконец, сын зачитался. Потом спрашивает: “Есть еще?” Теперь сам ходит в библиотеку, втянулся, чему я, естественно, бесконечно рад. Если ребенок читает, то из него выйдет толк. |