|
Айгерим Бейсенбаева
Пространство Центрального выставочного зала наполнилось свежими художественными идеями. Недавно здесь открылась выставка “Поиск_Suche”, представляющая произведения 20 молодых казахстанских художников, работающих в contemporary art. Проект состоялся по инициативе Гете-института Алматы.
В рамках этого мероприятия также прошли семинары известного мюнхенского художника-концептуалиста Кристиана Фроша, который охотно поделился знаниями с алматинскими художниками и своими впечатлениями от выставки с читателями “НП”
Проект “Поиск_Suche” стартовал в странах Восточной Европы и Центральной Азии в июне 2009 года, и задачей его стала не столько демонстрация умений молодых авторов, сколько поддержка и обучение молодых специалистов в сфере искусства. В выставке приняли участие 20 художников в возрасте от 18 до 34 лет, и для них проект, запущенный искусствоведом Екатериной Серебряной, стал отличной площадкой для обмена впечатлениями и наработки профессионального опыта.
В мероприятии приняли участие как уже известные авторы, такие как Гайша Маданова, так и концептуальные дебютанты. Художественных аутсайдеров, тем не менее, не наблюдалось - все работы без исключения вызвали резонанс в своей среде, споры, осуждение или одобрение.
Не последнюю роль в обмене опытом сыграл специальный гость проекта художник из Германии Кристиан Фрош, который отчитал две лекции перед молодыми алматинскими художниками и вообще всеми заинтересованными, охотно вступал в дискуссии и с удовольствием “препарировал” работы участников.
О пребывании в азиатской художественной среде и о собственных творческих поисках нам рассказал сам Кристиан Фрош, немецкий концептуалист, представившийся нам как исследователь и экспериментатор в области искусства.
- Моя лекция для алматинских художников называлась “Цвет и краска” и посвящена колориту и материалам соответственно. Разговор шел в основном о материалах, использующихся в современном искусстве. Помимо этого я рассказал о своих работах и завязал дискуссию по поводу работ, представленных на выставке “Поиск_Suche”.
- Вероятно, у Вас была возможность познакомиться с работами участников проекта “Поиск_Suche”. Что Вы можете сказать об этих произведениях? Проект ставит перед собой задачу ответить на вопрос “Что ищет молодой художник сегодня?” Дает ли выставка ответ на него?
- О работах молодых авторов можно говорить долго. Каждый из них придерживается свой позиции, и провести параллели не представляется возможным. Единственное, что объединяет всех этих авторов, размышления о том, что они делают.
На днях, к слову, мы совместно с авторами провели своеобразную презентацию их работ.
В моей академии в Мюнхене мы часто устраиваем подобные мероприятия - один раз в неделю собираемся профессорским составом и слушаем студентов, рассказывающих о своих произведениях. Таким же образом мы вчера подискутировали по поводу работ алматинских молодых авторов, и каждый художник поделился концепцией своего произведения. На мой взгляд, работы, которые создали юные казахстанские художники, могли быть сделаны и в Германии, как, впрочем, и в любой точке мира. Молодежь везде волнуют одни и те же проблемы.
Главная идея художника, который создал квадратные войлочные коврики, представленные в данной экспозиции, - это соединение традиций с современными материалами. Здесь можно увидеть всем знакомые обыденные предметы - крышки от бутылок и рабочие перчатки. Мне очень понравились эти работы.
Импонирует также серьезный подход каждого автора к своему арт-проекту. Серьезное отношение, глубокие исследования, несмотря на молодой возраст.
Участие в этом конкурсе принимали авторы самых разных возрастов - есть и совсем юные (18-19 лет). Все участники с большой ответственностью отнеслись к конкурсу и своим произведениям. К примеру, автор, исследовавший тему пожилого возраста в своих работах, очень молод, но проявляет безграничный зрелый интерес к своей теме. Его разработки не ограничиваются одной серией фотографий старушек, вошедшей в экспозицию “Поиск_Suche”, у него много других произведений, посвященных этой теме.
У меня есть желание рассказывать долго и подробно о каждой работе, но это, к сожалению, займет слишком много времени. Скажу только одно, название проекта “Поиск_Suche” как нельзя лучше отражает концепцию конкурса. Происходит не только поиск новых авторов-концептуалистов, но и исследование самими авторами глубин своих возможностей, поиск новых материалов и техник воплощения своих идей. Кроме того, как мне кажется, авторам необходимо находить друг друга, так как творческое взаимодействие для современного художника - это очень важная вещь.
- Концептуальное искусство в Казахстане в основном интересует молодых авторов, художники же старшего поколения придерживаются традиционных направлений. Существует ли такое негласное разделение в Германии? И популярно ли это направление на Вашей родине?
- Мне трудно разделять искусство на различные направления. Тем более рассуждать о contemporary art - настолько это направление разнообразно в своем выражении. Некоторые работы настолько же реалистичны и традиционны, насколько концептуальны, и грань между этими понятиями проследить порой невозможно.
В Германии, конечно, большим спросом пользуется реалистичное искусство. Сontemporary art вызывает мало интереса у простой публики, но в художественной среде провоцирует массу споров, люди им занимаются, учатся и всерьез интересуются им. Хотя в целом музеи сегодня люди посещают чаще, чем стадионы.
- Произведения в жанре концептуального искусства по большей части несут статус манифеста. Они всегда содержат некое послание зрителю, и авторы обычно не ставят перед собой цели продать эти работы. На Ваш взгляд, такие произведения могут быть куплены, и не противоречит ли это общей концепции данного направления?
- Этот вопрос задавали мне и на семинаре. И я все-таки придерживаюсь мнения, что художник не обязательно должен быть голодным, как принято считать. Во всем мире люди уверены, что хороший художник - это тот, который творит для души и ничего не продает.
Любой автор должен стремиться к тому, чтобы донести свою идею до зрителя, и если этому труду можно подобрать денежный эквивалент, то в этом нет ничего плохого. Что касается концептуального искусства, то оно, безусловно, пользуется меньшим спросом, чем традиционное. Хотя ценители искусства, заинтересованные в покупке произведений с идеей, тоже имеются.
В любом случае, ни один художник, независимо от направления, не должен ориентироваться на рынок.
|
Инсталляция Фроша Panta rhei - плавящийся в режиме реального времени стаканчик с едкой краской |
- В интернет-пространстве о Вашей персоне довольно много информации, включая описание Ваших работ и проектов. Вы, имея художественное образование, не пишете картин в традиционном понимании. С чем это связано?
- Я получил академическое образование в области искусства, но картин действительно не пишу.
Мои работы - это больше размышления о том, какой может быть живопись. Исследования, касающиеся современных средств, техник, цвета, материалов, - все это заботит людей давно.
Творчество сложно загнать в определенные рамки. Мы не спрашиваем у людей, почему они, к примеру, рисуют, когда можно просто сфотографировать. Любое произведение является одновременно и исследованием, и ответом на определенный вопрос. Моя работа - это исследование цвета и материалов, использующихся в живописи, и я всегда получаю результаты.
Досье“НП”
Кристиан Фрош - художник. Живет и работает в Мюнхене.
С 1991-го по 1998-й - изучал графику и живопись в Академии искусств в Мюнхене.
С 1996-го - Академия искусств в Дюссельдорфе.
Занят преподавательской деятельностью и творческими экспериментами в области искусства. |