|
Ольга Шишанова
Театральный сезон вне стандартов
Международный день музыки был учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО.
С тех пор он отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. Не остались в стороне от этого праздника столичный Национальный театр оперы и балета имени К.Байсеитовой и камерный оркестр “Академия солистов” Государственной филармонии Астаны под управлением Абзала Мухитдинова
- Абзал, 1 октября - Всемирный день музыки. Какой подарок вы приготовили своим поклонникам в этот праздничный день?
- В этот праздничный день мы дали гала-концерт, в котором прозвучали фрагменты арий из опер “Манон Леско”, “Абай”, “Евгений Онегин”, “Дон Карлос”, “Турок в Италии”, “Волшебная флейта”, “Свадьба Фигаро”, гранд-финал из оперы “Аида”...
Также в концерт вошли сцены из балетов “Лебединое озеро”, “Тщетная предосторожность”, “Баядерка” и “Шопениана”.
Аншлаг и живая реакция публики убедили меня в правильности выбора репертуара для данного праздника.
- Что для Вас значит музыка?
- Этот вопрос для меня и прост, и сложен одновременно. Музыка - это моя жизнь. Когда я пою, играю на фортепиано, дирижирую - именно тогда чувствую необыкновенное вдохновение, душевный подъем, и я знаю, что в таком состоянии, которое мне дарит музыка, я могу многое сделать. В то же время, когда я просто радуюсь жизни - я также стремлюсь выразить это посредством музыки.
- Чем Вы были заняты до открытия театрального сезона?
- Не так давно я вернулся из Кокшетау, где в качестве художественного руководителя и дирижера провел I Международный музыкальный фестиваль “Кокшетау - тал бесiгiм”.
Эту идею с моими коллегами в Кокшетау мы вынашивали несколько лет. Основными исполнителями должны были стать выходцы из Кокшетау и региона, которые давно стали узнаваемыми на международном уровне, такие как Капаш Кулушева, Каиржан Жолдыбаев, Алмас Серкебаев и другие. И вот сейчас это стало реальностью. Фестиваль проходил 3 дня - 9, 10, 11 сентября - и порадовал слушателей тремя совершенно разными программами. В первый день исполнялась классика, во второй - состоялся гала-концерт, в третий - звучала фольклорная музыка.
Аким области Сергей Дьяченко, который посетил фестиваль, был в восторге и предложил сделать его ежегодным. Кстати, Алмас Серкебаев уже сочинил фанфары к этому событию. Так что теперь, надеюсь, мы будем ежегодно открывать этот музыкальный фестиваль своими, специально написанными для этого праздника, фанфарами.
Затем в Астане с 19 по 25 сентября мы провели V Международный конкурс вокалистов Б.Тулегеновой, приуроченный к 20-летию независимости Республики Казахстан, в котором приняли участие молодые вокалисты из Китая, России, Башкортостана, Узбекистана и Казахстана. География жюри была представлена Италией, Германией, Болгарией, Литвой, Эстонией, Россией и Украиной. Возглавила жюри Бибигуль Ахметовна Тулегенова. И было очень приятно, что Гран-при единодушно был присужден Сундету Байгожину, солисту нашего столичного Театра оперы и балета имени К.Байсеитовой.
- На следующий день после заключительного концерта - закрытия конкурса, где, кстати, принимали участие не только победители конкурса, но и члены жюри, 26 сентября, вы открыли уже 13-й по счету “счастливый” концертный сезон симфонического оркестра Государственной филармонии Астаны...
- Да, с этим коллективом, который мы организовали еще в 1999 году с композитором Толегеном Мухамеджановым, мы выступаем вместе вот уже тринадцатый год. Это мой самый первый коллектив, который был создан тогда в молодой столице.
Открытие сезона проходило в органном зале Казахского национального университета искусств. В программу концерта я включил такие произведения, как “Восхождение” Алмаса Серкебаева, посвященное Азиаде-2011, сюиту из балета “Щелкунчик” Петра Чайковского, Концерт для фортепиано с оркестром №3 Сергея Прокофьева и сюиту из музыки к комедии Лопе де Вега “Валенсианская вдова” Арама Хачатуряна.
Соло на фортепиано исполнил лауреат международных конкурсов Амир Тебенихин, глубочайший музыкант, которого я смело могу назвать пианистом-виртуозом, гордостью Казахстана. Он часто выступает с лучшими оркестрами мира, такими как Национальный оркестр Бельгии, оркестр “Виртуозы Москвы”, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, Сендайский симфонический оркестр Японии, Государственный симфонический оркестр Казахстана, Шанхайский симфонический оркестр и многими другими.
И, наконец, 28 сентября в театре оперы и балета состоялось открытие 12-го театрального сезона оперой “Биржан и Сара”, в котором мы также приняли участие. В зале был аншлаг. И это, конечно, показатель все возрастающего интереса к культуре и искусству нашей столичной публики.
- Ну что ж, сезон открыт, его начало успешно, каковы теперь планы на ближайшее будущее?
- Скажу, пожалуй, о премьерном исполнении в Казахстане Симфонии для альта с оркестром Берлиоза, где солировать будет молодой и талантливый музыкант Павел Романенко. Затем - симфония Моцарта “Кончертанте” для скрипки и альта, где солировать будут Багдат Абильханов и Павел Романенко, а также сцена охоты из оперы Алмаса Серкебаева “Томирис”.
Во второй половине месяца зрители смогут насладиться оперой “Евгений Онегин” и спектаклем “Богема”, который решили посвятить 20-летию независимости Республики Казахстан, а в самом конце октября состоится четвертая премьера оперы “Манон Леско”.
- Вы упоминали о неких новинках в сфере музыки, которыми вы хотите порадовать астанчан и гостей города...
- Да, в ноябре мы планируем продолжить циклы, ставшие очень популярными, - это “концерты в фойе”. Думаю, что для этого мы выберем Двойной концерт для скрипки и гобоя и 4-ю оркестровую сюиту для флейты с оркестром Баха, где звучит всем известная “Шутка”, а также 5-ю симфонию и, возможно, “Девушку и Смерть” Шуберта. Я помню, как исполнение “Девушки и Смерти” Шуберта имело просто ошеломляющий успех у публики лет 6 назад...
Астана |