|
Ольга Шишанова
В Астане в Президентском центре культуры открылась выставка гобеленов, авторы которых мастерицы Гульшат Джураева, Айгуль Кырыкбаева и Кульжахан Онгарова представили на суд зрителей около 30 работ, выполненных в сложной технике ковроткачества
Гобеленом называют настенный безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей.
А вот в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется просто как “тканый ковер ручной работы”.
Как правило, гобелены ткутся вручную. Как рассказала Гульшат Джураева, на станке натягиваются нити основы, для которого обычно используют нецветной лен. Рисунок создается цветными нитями утка - шерстью, шелком, иногда металлическими золотыми и серебряными нитями, плотно закрывающими неокрашенную основу шерсти или льна и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Нити разного цвета переплетаются и создают ощущение постепенного изменения тона или рельефности.
При переплетении нитей основ цветными шерстяными или шелковыми нитями нити основы полностью покрываются. Иногда гобелены ткутся частями, которые затем сшиваются между собой, часто образуя отдельные цветовые пятна.
Техника создания гобеленов в разное время была различной. Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми нитями основы. Позднее появились ткацкие станки.
Хорошим мастером гобеленов может быть только образованный художник, в некотором роде даже живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.
Ведь ему приходится воспроизводить оригиналы, написанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные. Для того чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того обладать еще и полным знанием своих специальных средств.
Кстати, по способу исполнения гобелены бывают двух видов: одни ткутся на станке, на котором основа натянута в отвесном положении, - это более дорогой, трудный, но вместе с тем и совершеннейший сорт ковров, называемый готлис. Другие ковры, при создании которых основа имеет горизонтальное положение, благодаря чему труд мастера значительно облегчается, носят название баслис.
Рассматривая представленные на вернисаже в прямом смысле живописные полотна, было трудно поверить, что их авторами являются три хрупкие девушки - каждый гобелен потребовал неимоверного терпения, усидчивости, мастерства.
Каждому гобелену оказалась присуща своя совершенно особая фактура, в которой был сконцентрирован уникальный мир полутонов, цветовых точек, которые при ближайшем рассмотрении оказываются несметным числом разноцветных переплетений.
Как рассказали Гульшат, Айгуль и Кульжахан, они владеют различными методами и приемами искусства гобелена. С некоторых пор мастерицы объединились в группу, движимые желанием развивать традиции народного искусства, и потому при выборе сюжетов обращение к многовековой истории Казахстана является для них общим. Именно в народном творчестве, как говорят художницы, они черпают свое вдохновение. Однако, несмотря на общность взглядов, каждая из них - сложившаяся личность с собственным взглядом на мир и собственным художественным почерком.
Так, Гульшат Джураева в своем творчестве отдает предпочтение абстрактной манере. В своих гобеленах она показывает новые возможности традиционного искусства и вместе с тем сохраняет непередаваемое самобытное очарование. Художница часто обращается к природным мотивам и выражает свое видение, используя широкие возможности декоративно-орнаментальных традиций искусства гобелена. Сочетание цветов и оттенков создает яркие, запоминающиеся образы.
Айгуль Кырыкбаева - художник-романтик по своей натуре. Ее работы, также выполненные в абстрактной манере, необыкновенно музыкальны. В своих работах художница обращается к сложной символике цвета и знака, сформированной на протяжении веков. Айгуль активно использует выразительность фактуры - рельефность полотна становится одним из основных художественных средств.
Изящные композиции Кульжахан Онгаровой отличают воздушность, лиричность образов. Что бы ни изображала художница - уникальные казахстанские ландшафты с их привольными степями или колоритные сцены из народного быта, - все ее произведения отличают глубокий подтекст и множество тончайших нюансов. А тонкими градациями цвета она способна выразить любые, даже трудноуловимые эмоции.
Астана |