|
Айгерим Бейсенбаева
Государственный академический русский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова открывает 79-й предъюбилейный сезон премьерной постановкой известного российского режиссера и актера Владимира Еремина по рассказам Василия Шукшина.
Творческое сотрудничество с российским постановщиком длится уже много лет. Два года назад Лермонтовка открывала театральный сезон премьерой Владимира Аркадьевича “Пожар в сумасшедшем доме во время наводнения”, и вот теперь “Чудики”...
Известный российский актер, сценарист, продюсер, заслуженный артист РФ Владимир Еремин уже давно сотрудничает с театром. Год назад Владимир Аркадьевич предложил лермонтовцам инсценировку рассказов Шукшина. По словам художественного руководителя театра Рубена Суреновича Андриасяна, автор этот достаточно близок театру, и потому они обеими руками поддержали идею режиссера воплотить на их сцене вечные сюжеты Шукшина в форме авторской инсценировки Еремина “Чудики”.
В основу сюжета “Чудиков” вошло несколько произведений Шукшина, в том числе повесть “Брат мой”.
По словам постановщика, это все наиболее известные и выдающиеся его рассказы. Во всех своих произведениях Шукшин, и в этом чувствуется преемственность русских авторов, уделял внимание судьбе “маленького человека”. И, как его выдающиеся предшественники, он пишет о людях, которые хоть и кажутся маленькими, на самом деле обуреваемы большими страстями, людях с большим духовным потенциалом.
- Кто такие чудики Шукшина? - вдохновенно задался вопросом Владимир Аркадьевич. - Это люди, которые вываливаются из обыденности. Они проживают в маленьком городке или деревне, но при этом являются гражданами мира. Они живут болями и бедами мира, так далекого от места их проживания. Они ищут место в жизни, которое может оказаться не таким маленьким, как это может показаться со стороны.
Один из этих людей совершает странный поступок. Он убегает из мест заключения в то время, когда ему до окончания срока остается всего пара недель. Он убегает, чтобы пройтись по родному селу, увидеть родные лица.
Поступок глупый и противоречит житейской логике. Но он - чудик. Для него вопросы души на первом месте. Он задохнулся бы, если бы не появился в родной деревне.
Другой герой изобретает вечный двигатель. Любой человек знает, что такого устройства не может быть по определению. Но наш персонаж все-равно ищет способ, чтобы это колесо завертелось.
Если анализировать героев любого рассказа, который вошел в инсценировку, то надо заметить, что эти люди решают для себя ключевые вопросы нашего бытия. Взаимоотношения со своими чувствами, с миром, Богом.
Творческое наследие Шукшина, по мнению Владимира Еремина, сегодня как никогда актуально. В пику царящим с начала 90-х годов в умах молодого поколения образам бандитов и мачо, которые мыслят исключительно категориями материального насыщения и насилия, на сцену должен выйти герой с открытой душой и неравнодушным сердцем.
- Нынешнее искусство, к сожалению, в подавляющей своей массе чрезвычайно пессимистично, - сокрушается постановщик. - Временами это просто чернуха, то, что не позволяет художнику оторваться от каких-то темных сторон жизни.
Василий Шукшин - это родник русского духа. Когда я слышу это имя, для меня находится повод улыбнуться. Произведения Шукшина дарят человеку самое лучшее, что может дать искусство, - надежду. Эта надежда подкреплена не простым желанием говорить, что “все будет хорошо”. Это не дешевый оптимизм, основанный на неведении. Этот человек хорошо знает жизнь, цену вещам, но наперекор всем темным сторонам жизни он верит, что человек, в конце концов, останется человеком.
Василий Шукшин - это персона 60-70-х годов. Тогда он был в центре внимания общественности. Потом прошла некая полоса истории, в течение которой он ушел на периферию. И вот сейчас происходит возвращение Шукшина. Возвращается он на другом уровне, в бессмертие. Становится классиком русской литературы. Когда этого автора читают за рубежом, говорят, что это российский золотой запас.
Как говорил сам Шукшин: “Я пишу, и писать надо так, чтобы перо, которым пишешь, ты обмакивал в правду”. Это был уникальный человек, который ни разу не погрешил против художественной правды.
В спектакле заняты ведущие актеры театра: народный артист Республики Казахстан Гавриил Бойченко, заслуженный артист, лауреат Госпремии России и независимой премии “Платиновый Тарлан” Владимир Толоконников, заслуженные деятели Валентина Зинченко, Анатолий Креженчуков, заслуженные артисты Виталий Гришко, Александр Зубов, лауреат премии “Енликгул” Виталий Багрянцев, лауреат молодежной премии “Серпер” Анастасия Темкина и другие.
Как уже говорилось, пьеса “Чудики”, поставленная совместно с российским режиссером, открывает новый театральный сезон в Лермонтовке. Каким станет этот сезон для зрителя, рассказывает художественный руководитель театра Рубен Суренович Андриасян:
- Спектакль “Чудики” для нас в каком-то смысле пройденный этап. Репетируем сейчас три пьесы. Это спектакль “Самоубийца”, очень интересная пьеса западного автора “Отель двух миров” и советская пьеса, очень добрая, “Под одной крышей”.
Последняя упомянутая пьеса является самостоятельной работой наших актеров, я включился только на финальном этапе. А что касается остальных двух постановок, то над “Самоубийцей” работает всем хорошо известный Борис Преображенский, а “Отель двух миров” ставит Игорь Гонопольский. Премьеру “Отеля” мы запланировали на январь следующего года, остальные выйдут в этом.
Помимо всего этого, у нас есть планы на мольеровского “Тартюфа” и на произведение Гришковца “Дом”.
В этом году мы решили выпустить не пять спектаклей, как обычно, а шесть. За три года ремонта здания театра мы могли бы выпустить пятнадцать новых спектаклей, а выпустили всего два. У нас репертуарный голод, мы не успеваем восполнить этот пробел. Поэтому играются старые спектакли. Это очень большая проблема. Хочется много сказать, но возникают жизненные эксцессы, которые задерживают выпуск спектаклей.
Но у нас поразительный зритель, просто поразительный - он ходит помногу раз на одни и те же спектакли. Где бы мы ни работали, зрители нас находили и приходили смотреть. И мы очень благодарны им за это. |