|
Айгерим Бейсенбаева
Центральный государственный музей Казахстана представил необычную экспозицию - выставку произведений молодой художницы Акжан Абдалиевой под названием “Седьмое чувство”.
Уникальность экспозиции заключается не только в том, что автор является обладателем невиданной в нашей стране докторской степени в области живописи, но, по большей части, в том, что произведения и в самом деле завораживающе необычные, погружающие в приятную атмосферу мечтательности, глубокой томности и легкой иронии
Если реалистичную живопись можно назвать прозой в незаурядном смысле этого слова, то несколько аллегоричная живопись Акжан - это, безусловно, изобразительная поэзия. И жаль, что черно-белые страницы издания не способны передать особый колорит работ - яркие мозаичные цвета, контрастные детали и, напротив, мягкие цветовые переходы, трогательный румянец на щеках персонажей...
Акжан Абдалиева представляет свои произведения в Казахстане впервые - почти десять лет художница прожила в Турции, где училась живописи у известных мастеров, получила докторскую степень, работала бок о бок с именитыми профессорами в области искусства и набиралась прочей живописной мудрости и впечатлений от жизни на чужбине. К счастью, долгие годы учебы не наделили ее академической закостенелостью, скорее наоборот, работы Акжан тяготеют к свободе самовыражения, к философскому мировоззрению. Все эти годы художница неистово творила, выставлялась в европейских галереях, получив признание за рубежом. Ее произведения нашли достойное место в частных коллекциях Швейцарии, Германии, США и других стран.
Выставка, представленная в музее Алматы, носит название “Седьмое чувство”. Что это для автора? Творческое озарение? Художественное чутье? Особый дар видеть то, что не замечают обыватели, а главное, умение изобразить это так, чтобы мы наконец увидели? Ответы на эти вопросы художница советует искать в ее работах.
Акжан, несмотря на европейское художественное воспитание с присущим для него конъюнктурным подходом к искусству, не приверженец конвейерного производства картин и уж тем более не из тех художников, которые, создав на холсте абстрактные формы, занимаются потом поиском глубинного смысла. Или даже уповают на фантазию и совесть искусствоведов.
Ранние работы художницы исполнены томностью и негой, вдохновленные работами художника Густава Климта. Они, конечно, лишены откровенной чувственности и эротизма, присущего работам австрийского художника. Скорее это трогательная мечтательность, меланхоличность, отраженная на холстах почти климтовскими формами, с гроздьями мягких окружностей, витыми линиями и мозаикой и особым пастельным и насыщенно охристым колоритом (произведения “Весна”, “Ветер перемен”, “Мечты”, “Свадьба”). Работы “Голубая пиала”, “Поцелуй”, “Молитва”, “Казахский чай”, “Пастух” тяготеют к степной тематике, представляя автора истинно казахской художницей, не оторванной от своих корней.
Некоторые работы написаны с утонченностью и деликатностью, присущими японской традиционной живописи и произведениям современных японских авторов - словом, автору не чужды радости поиска и творческого эксперимента.
Легко и иронично поданы сюжеты и образы картин “Конец диете”, на которой славная толстушка вздыхает над чашей с яствами, “Сплетницы” - с судачащими кумушками, “Бокал мартини” - с меланхоличной девицей, смакующей напиток в одиночестве, “Казах” - с гротескным персонажем, чаевничающим на кошме у казана. Подобно Климту художница во множестве воссоздала и библейские мотивы. Только волхвы, Адам и Ева и другие персонажи наделены типичными казахскими чертами лица (“Волхвы”, “Далида”, “Поцелуй Адама”, “И ты попробуй”). Помимо легких жизнерадостных сюжетов есть в работах Акжан Абдалиевой и серьезные драматические, и философские мотивы, посвященные взаимоотношениям мужчины и женщины, отношению к окружающему миру, и поданные в свойственной художнице метафорической манере. Произведения художницы при тематической неоднозначности и продуманности не лишены декоративности.
О необычном стиле произведений художницы Акжан Абдалиевой и об их художественной ценности можно судить по высказываниям о них отечественных искусствоведов, в частности, Марии Жумагуловой:
- Во-первых, ощущается, что она - художник с Востока. Экзотичность, яркие локальные краски. Она практически не смешивает краски, она работает в чистом цвете. Вообще, восточному искусству не характерно обращение к объему, к ракурсам. Оно в основном плоскостное, больше декоративное - эти моменты у нее есть. Линейность, которую она очень активно использовала, особенно на первом этапе. Все это свойственно именно для стилистической манеры Востока. Конечно же, сами персонажи - чисто восточный типаж, это не европейцы.
Художница часто использует плоскостную подачу композиции не потому, что она не может работать в объеме. В последних работах ощущается, что она может использовать сложные ракурсы, сложные развороты. На одном и том же холсте у автора могут быть и стилизованные линии, и плоские, в то же время у нее может появиться объем, причем он появляется местами, местами он исчезает. Трехчетвертной поворот, анфас, профиль - все это у нее присутствует, она артистически владеет этими приемами. У нее достаточно сложные композиции, очень сложный фон. Но в этом есть некая опасность - не каждый с этим справляется. Потому что, когда начинаешь активизировать одно, оно начинает подавлять другое. Нужно уметь соблюсти эту гармонию.
Досье“НП”
Акжан Абдалиева - член творческого Союза художников Казахстана, доктор искусств в области живописи.
За 25 лет обучения художница получила дипломы Алматинского колледжа прикладных искусств, Казахской национальной академии искусств имени Т.К. Жургенова, степень магистра и степень доктора Мимара Синана в Стамбульском университете. |