|
Ольга Шишанова
Людмила Самусева - очень скромный, мягкий человек. Душевной теплотой веет от ее картин. Сама художница родом из Азербайджана, где ее детство прошло в городе с поэтическим названием Геокчай (Голубая река). В Астану она приехала в 1997 году. По ее собственному выражению, была “первой ласточкой”, вместе с мужем, работавшим в то время в правительстве.
Мы беседуем с художницей в ее мастерской в окружении круглых расписных картин в форме тондо, на которых изображены лирические мотивы - мартовский снег, лесное озеро, закат в лесу.
- Людмила Валентиновна, традиционный вопрос - как вы стали художником?
- Еще со школы я участвовала во всяческих художественных конкурсах. Я тогда очень любила писать цветы - розы, хризантемы. Даже, помнится, заслужила золотую медаль и поездку в Москву, что, естественно, оставило неизгладимое впечатление и укрепило в мысли - я должна стать профессиональным художником. А потом было Бакинское художественное училище - я выбрала профессию живописца.
- Помимо картин у Вас множество расписных ваз и керамических блюд. Это Ваши работы или Ваше хобби?
- И работы, и хобби. Когда я переехала в Алма-Ату, то устроилась на завод художественной керамики в экспериментальный цех, продукция которого расходилась по всему Союзу. У нас был творческий павильон, где работники цеха выставляли свои индивидуальные работы, создавая которые, выплескивали свое видение окружающего. Находясь рядом, эти работы образовывали какие-то особые причудливые сюжеты, и это смотрелось очень здорово. А еще на комбинате было много самой разной глины. Вот уж из чего я любила создавать нечто. У меня был набор инструментов резьбы по дереву. Вот ими, изощряясь, я и наносила самые разнообразные узоры на поверхность кувшинов, блюд, сервизной посуды. Потом обжиг, покрытие цветной глазурью, и вот оно, творение рук твоих. Занималась я и чеканкой, и оформительскими работами. Но это было чуть раньше - в Костанае.
- Как рождается чудо искусства - Ваши картины? Создавая закат на озере или зимний лес на холсте, что чувствуете при этом?
- Все свои работы я создаю для души. И это совершенное чудесное ощущение не обязаловки, а свободного парения среди множества замыслов, грез, мыслеформ. Да и вообще для художника то время, в котором мы живем, я считаю, очень благоприятно, особенно здесь, в новой столице, где столько всего создается и происходит каждый день. Даже придумывать не надо: выйди на улицу, и вот тебе готовые сюжеты для полотен.
- Вы не так давно были в Праге. Что у Вас сейчас в творческих планах?
- Чехословакия, и особенно Прага, - это как сказочное королевство с изумительной природой, старинными замками, мощеными улицами. Удивляешься всему - и парку, который постепенно переходит в ухоженный лес, и зеленой траве, на которой зимой лежит не снег, а золотисто-багряные листья, и особенно вежливо-культурному отношению людей друг к другу, даже какой-то бережности.
Конечно же, все это оставляет много приятных эмоций, которые хочется запечатлеть на холсте. Кстати, там я впервые увидела цветок лотоса на широкой глади озера. Ощущение из сна. Это как будто берешь и, смешивая разные краски, ждешь, что получится на этой грани создания непостижимости. Бывает, что создаешь композицию просто от какого-то цветового пятна, а потом глядишь - постепенно вырисовывается рассвет над рекой или сумрак леса. Сам процесс создания будоражит воображение и какие-то внутренние струнки. Но все равно почти каждый раз остается чувство незаконченности, будто я что-то недоделала или недописала. Вероятно, это оттого, что хочется добиваться совершенства во всем и постоянно.
- Людмила Валентиновна, в Праге Вы встречались с бывшими казахстанскими художниками. Отличаются ли их работы от тех, кто живет и творит здесь, в Казахстане?
- Конечно. Здесь у художников, по моему мнению, “бархатное время”. Твори, и все будет востребовано. А там и вроде условия жизни не такие, как здесь, иначе бы они не остались там жить, а вот вдохновением и не пахнет. Там художники работают на конкретный спрос - рынок диктует свои законы, выжить сложно, какие уж тут сны или грезы...
Но одна общая особенность - ностальгия по Казахстану. Меня встречали так, словно я олицетворяла для них образ далекой родины.
Астана |