Мария Соловьева
В Астане состоялась презентация совместного труда казахстанских и корейских ученых-историков - книги “Наскальное искусство Казахстана”, в которую вошли результаты исследований 13 комплексов из 100 обнаруженных на сегодняшний день наскальных изображений, находящихся на востоке и юге Казахстана.
В церемонии презентации приняли участие министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в Республике Казахстан Ли Бен Хва и авторы научного труда, один из которых - профессор и искусствовед Чжан Со Хо любезно ответил на вопросы нашего издания
- Господин Чжан Со Хо, летом 2009 года Фондом истории Северо-Восточной Азии Республики Корея совместно с Институтом археологии имени А.Х.Маргулана Комитета науки МОН РК были закончены ваши совместные исследовательские работы по наскальным изображениям...
- Да, после месяца работ в полевых условиях и изучения 13 комплексов наскальных рисунков из 100, обнаруженных в Восточном и Южном регионах Казахстана, мы с моими коллегами решили издать об этом книгу.
Исследования были проведены в таких местах, как Кулжабасы, Тамгалы, Ешкиолмес, Мойнак, где мы попытались проследить общественное устройство доисторического и древнего периодов, а также культурные образы в самых разных изображениях, начиная от каменного, бронзового и железного веков вплоть до эпохи гуннов и тюрков.
И, наконец, после проведенной нами работы в июне 2011 года был издан наш совместный труд под названием “Наскальное искусство Казахстана”.
- Как известно, ранее при изучении доисторической и исторической Кореи исследователи пользовались материалами Китая, информация в которых была ограничена...
- К сожалению, да. Но сегодня вследствие проведенных исследовательских работ Фондом истории Северо-Восточной Азии Республики Корея на территории Казахстана сформировалось большее понимание культуры и этнических истоков Кореи. Кроме того, для того чтобы проследить за источником и процессом формирования культуры корейской нации в Центральной Азии и в более крупных культурных пространствах, Фонд истории СВА провел исследовательские работы совместно с другими зарубежными научными институтами, такими, как Институт археологии имени А.Х.Маргулана Комитета науки МОН РК, Институт археологии РАН, Академия наук Монголии и Национальный университет Кыргызстана. На основании совместно проведенных исследований каждого местонахождения наскальных рисунков и были изданы четыре книги, одной из которых является сегодняшняя книга “Наскальное искусство Казахстана”.
- Наскальное искусство имеет свою специфику в отличие от остальных артефактов?
- Да, конечно! Обычные вещи могут быть перемещены в пространстве, заново созданы, а наскальные рисунки не теряют своего первоначального облика. Это, скажем так, своеобразное направление развития наших предков. Мало того, каждое изображение представляет собой ценное культурное наследие, которое трудно найти в литературе. А еще исследователи Кореи и Казахстана, изучая сюжеты и образы наскальных изображений, смогут более детально понять общность и близость культур доисторического и древнего периодов в Казахстане и на Корейском полуострове.
- На всей территории земли множество наскальных изображений. Каковы особенности наскальных рисунков на изученных вами комплексах?
- Изображения на территории Казахстана и Кореи отличаются так же, как изображения на любой одной какой-то территории отличны от территории другой. Так, например, особенность изображений в Центральной Азии - это наскальные рисунки одомашненных верблюдов и баранов, в Корее - китов. Как видите, и там, и тут преобладают зооморфные изображения.
Но есть и сюжеты, которые показывают моменты борьбы воинов того времени на лошадях. Оружие, которое они использовали, несомненно было произведено в тюркский период. И данная информация является абсолютно новой для изучения истории военных, использующих лошадей, изображенных в наскальных рисунках периода начала ко-ку-ре.
Кстати, в Корее обследовано пока только порядка 20 мест с петроглифами. А сколько еще науке неизвестно? Никто пока не может дать точного ответа... |