|
Ольга Галицкая
При поддержке K’cell в наш город, по традиции, пришел джазовый фестиваль “From А to Z” . Почитатели и любители джазовой музыки в этот раз с удивлением обнаружили его новое название - “Международный праздник джаза”. Потери оригинальности старого бренда очень жаль, тем более, что в Алматы, кажется, это не единственная джазовая тусовка
Зрители уже ждали выступления юных звезд казахстанского джаза - оркестра “Алматы-2”. Ребята выросли, и не только физически. Команда духовых инструментов зазвучала более цельно и собранно, всех приятно удивил своими импровизациями барабанщик Миша Ким.
Во втором отделении на сцене появилась банда венгерских музыкантов. Они играли в стиле jazz & ethno. Лидер группы Ференц Ковач играл на разных, не родственных инструментах - трубе и скрипке. Национальный колорит придавал большое своеобразие этой команде. Но когда они взяли в руки 5 индонезийских инструментов, которые аборигены некогда использовали для передачи “смс-ок” из деревни в деревню, и исполнили на них музыкальное послание алматинцам, зал был в восторге. И не только от специфичного деревянного нежного позвякивания их звука, но и от особой мудрой энергии людей, уверенных в правоте своего посыла.
На следующий день зал едва разместил всех желающих - выступали американцы Рори Стюарт и Ари Хениг. Камерная, интимная манера игры гитариста в сочетании с уникальным стилем барабанщика дали свой эффект.
Уникальность игры Ари Хенига заключается в особом умении работать не только над разнообразием ритмических структур, но и структур звуковысотных. Все инструменты перкуссии, как правило, делятся на инструменты без определенной высоты звучания, как, например, барабаны, и на инструменты с определенной высотой звучания (различного рода ксилофоны, чембало, etc.).
Так вот, когда Ари сыграл на барабанах соло столь любимую джазменами бессмертную песню Абая “К?зiмнiѓ ћарасы”, нисколько не преувеличивая можно отметить, что зал был потрясен! Тонкий, изящный шедевр, жемчужина и открытие фестиваля.
Следующими по программе вышли на сцену германские музыканты с довольно интересным проектом. Ларс Дупплер, пианист из Кельна, предложил вниманию публики свое видение произведений немецкого композитора ХХ столетия Курта Вайля, известного автора “Трехгрошовой оперы”.
- Ларс Дупплер, как Вам удалось придать такой современный характер музыке, написанной почти сто лет назад?
- Я использую ту гармоническую окраску, которая не свойственна была Курту в свое время, плюс, конечно, новые ритмы, стили.
Действительно, на глазах у зрителей исходная тема салонной музыки 20-30-х годов превращалась в глубоко лирическое, проникновенное высказывание современного поэта. Во втором отделении дуэт из Швейцарии, в составе которого выступала этническая казашка Саадет Туркез (вокал), представил необычный синтез человеческого голоса и звуков природы (тромбон). Концерт закрыло трио Лукаса Ниггли, также швейцарского барабанщика, который приезжает в Алматы уже в третий раз. На суд публики трио представило музыку-впечатление, музыку-эмоцию, своего рода jazz doom.
Сюрпризом фестиваля стал незапланированный приезд звезды мировой величины - Грега Бесонетте. Этот знаменитый барабанщик играл с бандой Бади Рича. В третий день фестиваля он выступал первым и, безусловно, разогрел слушателя по полной! Вслед за именитым музыкантом появилась команда наших ребят - группа Apples. Это коллектив высокого творческого потенциала и профессионалов, каждый из которых художник со своим почерком.
Наряду с джазовыми стандартами в их программе всегда звучат обработки народных песен - русских, казахских, а также собственные сочинения лидера группы гитариста Владимира Осипова. Как он сам признался, писать музыку его “заставляет” жена Марина. Слава музам отечественных творцов! Ирена Аравина, вокалистка группы, разлила в пространстве свой необыкновенный тембр, разбрызгала озорушки и прибаутки, просто огневая примадонна в умопомрачительном оранжевом плаще!
Динамику вечера подхватили и довели до апогея французы - квартет Zarbituric. Заводные, мощные, вместе с тем этим музыкантам не чужда тонкая нить увлекательного рассказа, небольшие отступления в мир психологии. Все многообразие их музыки подчинено сложной, но вполне ясной форме, сквозь которую главным героем с крепким характером проходит саксофон Гийома Гроссо. И никуда не деться от тонкого французского юмора!
Последний день фестиваля совпал с празднованием светлого дня Пасхи. И, по традиции, заведенной еще, кажется, со времен Понтия Пилата, в этот вечер шел дождь. Но он не стал на пути у страждущих испить последний глоток “свежего джаза”, столь необходимого для ощущения полноты финала. Алматинские слушатели познакомились с новой группой Jazz session, в состав которой входят довольно маститые музыканты нашего города. Программа выступления этой банды была посвящена теме любви. Ребята играли традиционный качественный джаз, в зал неслись плотные саксофонные импровизации Вадима Оленина, темпераментные пассажи Гочи Серадзе, нежные и тонкие высказывания гитары Заура Рыскулова.
Но вот на сцену вышли Magic of Nomads - группа молодого и уже знаменитого композитора Рената Гайсина. Многие были наслышаны об их новой программе - обработке старых казахских песен с использованием национальных инструментов: кобыза, домбры, саз-сырная, жетыгена, сабызгы, шанкобыза.
Публика была буквально очарована специфическим звучанием этих инструментов, на которых мастерски исполняли свои напевы Едиль Хусаинов, Газиза Габдрахимова, Салимгерей Садыков. Джазовый пианист Виктор Хоменков уже не в первый раз садится за барабанную установку, и каждый раз нет сомнения в том, что талантливый человек талантлив во всем.
То же самое можно сказать и о барабанщике Ермеке Диярове, который отвечал за партию баса в этом проекте. Безусловно, эта музыка сыграет большую роль в популяризации казахской национальной культуры.
“Закрывашкой” фестиваля была очень сильная команда из Турции. 4 самобытных музыканта мало уступали друг другу в искусстве владения своими инструментами. Зритель наслаждался дуэтом барабанщика и басиста - они сумели вызвать к своему диалогу огромный слушательский интерес.
Трубач Шенова Улькера покорил всех удивительным звучанием флюгельгорна, а пианист Бакы Дуярлар сумел из рояля создать практически два инструмента. Это казалось невероятным, с какой цепкостью он играл по струнам пиццикато!
Умудрялся даже изобразить флажолетт - прием, свойственный только струнным инструментам, и при этом успевал параллельно трогать клавиши, в итоге получился разговор с самим собой, напоминающий диалоги героев романов Германа Гессе.
Джазовые сейшны проходили в Cinema Bar, который отличается хорошим звуком и уютной обстановкой.
В поддержку фестивалю выступили 13 спонсоров, в том числе компания сотовой связи K’cell. |