|
Марина Акмаева
В Москве завершил работу Х Международный фестиваль детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики “Detectivefest”
По дороге на Москву нелетная погода. Впервые за много лет Первопрестольная не принимала. По метеоусловиям. Четыре часа в алматинском аэропорту - не самое приятное времяпрепровождение. И домой не вернешься из-за пробок. Еще не московских, но все-таки. Утешала лишь апашка в соседнем кресле (пока неудобном, в зале ожидания): говорят, если начало пути тяжелое, в конце ждет удача.
Посадку, конечно же, объявили...
Москва встретила снова дождем и малочисленным митингом у метро против поправок в Земельный кодекс с раздачей листовок “Родина-дочь зовет!” Требования выступающих были невнятны. Поэтому их никто не разгонял. Не было ни одного журналиста. Москву этим не удивишь. Как, пожалуй, и многочисленными фестивалями, которые проходят здесь десятками одновременно.
Тем не менее из года в год Международный фестиваль детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики, раньше называвшийся “Закон и общество”, в последнее время с претензией - “Detectivefest”, собирает вполне солидное представительство участников, гостей и прессы. Это единственный в мире фестиваль, который на равных объединяет кино, телевидение и правоохранительные органы.
Проходит он при поддержке ООН, Совета Европы, Российского Федерального агентства по культуре и кинематографии, Агентства по печати и массовым коммуникациям, Администрации президента РФ и Государственной думы, а также всех силовых структур. Одно имя Аркадия Вайнера, одного из основателей и почетного президента фестиваля, вызывает уважение и свидетельствует об уровне мероприятия. Три года назад Вайнер открыл фестиваль, несколько дней принимал участие в его работе, а за день до закрытия скончался в своей квартире - успел вызвать “скорую помощь”, когда прихватило сердце, но врачам дверь открыть не смог... Теперь каждый год мероприятие начинается минутой молчания в его память. Так было и на этот раз, во время открытия Х фестиваля.
|
Кадры из фильмов - победителей фестиваля |
|
За десять лет появилось много традиций. К примеру, стартует фестиваль всегда показом фильма, который еще не демонстрировался ни в России, ни в других странах СНГ, а часто и нигде в мире. Юбилейный открылся лентой итальянских кинематографистов с безапелляционным названием “Лиза. Женщина-детектив”. Этакая Коррадо Катани в нежном варианте. Ее создатели спустя пять дней увезут на родину первый приз в номинации “Игровое кино”. Кстати, обладателями этой награды и гран-при в разные годы были “Менты” и Леха Николаев (“Агент национальной безопасности”), “Каменская” и “Тайны следствия”. Сергей Безруков был признан лучшим антигероем. С этого же фестиваля началась “Маросейка, 12”, “Сыщики”, “На углу у Патриарших” и “Дальнобойщики”. Но вернемся к десятому.
В этом году на фестиваль было представлено более 200 работ примерно из 20 стран мира. 10 номинаций вошли в раздел “Тематическое кино и телепрограммы”, по трем номинациям разбились фильмы, выбранные отборочной комиссией в раздел “Игровое кино”.
Еще одна неписаная традиция фестиваля. В номинанты не выходят работы, где показан криминал ради криминала. Слава богу, проходят времена, когда экран заполоняли бессмысленные убийства и поэтизировались братки, когда мамы вздыхали: “в наше время пацаны хотели быть похожими на Саню Григорьева (см. “Два капитана”, Вениамин Каверин), а теперь на Сашу Белого...” Видимо, это тоже надо было пережить. Но ведь и тогда уже появлялись фильмы и программы, где показаны “хорошие” представители закона, которые все-таки умудрялись победить “плохих парней”. “Как бы ни ругали милицию, но когда с человеком случается беда, он вынужден обращаться в правоохранительные органы, - говорит генеральный продюсер фестиваля Юрий Митюшин, бывший сотрудник Министерства внутренних дел. - Нужно заставить представителей закона уважать простых граждан, и наоборот. Важно, чтобы в нашем кино и на телевидении были именно такие персонажи. Очень легко делать сенсацию на трупах, на развешивании ярлыков: этот вор, тот взяточник, этот пьяница. Мы против поверхностного взгляда и дилетантизма на экране...”
Показывать или нет зло, как показывать, чтобы эффект от просмотра не оказался ужаснее увиденного в кино или по телевизору, - об этом снова разгорелись жаркие дискуссии после просмотров, за круглыми столами и потом в кулуарах. Избежать негатива на экране, как и в жизни, невозможно. Но именно с экрана должен идти посыл, что не бандит с большой дороги является героем (он, скорее, изгой), а человек, стоящий на страже закона. А если последний становится бандитом, то ему место за решеткой и не помогут ему ни важные кресла, ни погоны... Показать зло таким, чтобы стало понятно: такого быть не должно! Или хотя бы попытаться задуматься: а почему так происходит? Лейтмотив всех фестивальных работ. Удается это или нет, решает жюри под председательством Эдуарда Хруцкого, известного писателя и кинодраматурга (по его сценариям поставлены “Ночь над городом”, “Приступить к ликвидации”, “По данным уголовного розыска”, “На углу у Патриарших” и другие фильмы и сериалы).
Казахстан на фестивале был широко представлен. В очередной раз свои программы выставила редакция правовых программ телеканала КТК. Сюжет передачи “Кодекс” “Девочка с котенком” - о насилии над детьми - вызвал много эмоций. Мужчины при просмотре сжимали кулаки, женщины плакали. На экране каялись насильники, пытаясь оправдаться тем, что у них у самих не было детства (отец бросил, мама вышла замуж, отчим бил), авторитеты преступного мира объявляли мораторий на то время, пока не поймают одного из убийц маленькой девочки, а в финале истории полицейские собирали средства из своих небольших зарплат, чтобы помочь потерпевшим. Решение жюри - первое место в номинации “Преступление и наказание”.
Еще одна призовая статуэтка также уехала в Алматы и снова в ту же редакцию. Недавно после большого перерыва был восстановлен криминальный документальный сериал “Черный квадрат”. Первый его выпуск в этом сезоне “За неполные 20 часов...” его автор Валерий Тараканов спустя несколько недель после выхода в эфир отправил на фестиваль. Программа получила первый приз в номинации “Детективная история”.
Специальный приз жюри в номинации “Игровое кино” получил фильм Марата Конурова “Потерянный рай” (студия “Туранфильм”) - сложная психологическая драма с неоднозначной философией на фоне истории нашего государства ХХ века, когда жесткая машина НКВД сломала не одну судьбу. Это тоже была премьера. Она была организована при непосредственном участии Посольства Республики Казахстан в Российской федерации. В кинозале присутствовала если не вся, то большая часть казахской диаспоры в Москве. Пришли семьями, с детьми и апашками, похожими на ту, из алматинского аэропорта. Выходили задумчивые, вздыхали: тяжелый, но добрый фильм. Ведь даже об ужасном можно рассказать светло.
Специального приза жюри удостоилась еще одна казахстанская программа - “Служу по собственному желанию” усть-каменогорской студии “Лик”. Интересная совместная работа восточно-казахстанской прокуратуры и журналистов. В главных и прочих ролях - прокуроры.
Надо сказать, что в этом году фестиваль был разным. Так, в серьезной номинации “Война и мир” победил... сериал “Солдаты”. И члены жюри ничуть не слукавили. Основное требование к этой категории фильмов - правдивое отражение воинской службы и исполнения воинского долга. Кто поспорит, что в “Солдатах” это не так?
А вот армянский коньяк на фестиваль не пустили. Армянские коллеги, постоянные участники фестиваля, хотели сделать всем подарок, закупив 40 литров настоящего армянского коньяка 10-летней выдержки (как фестиваль) и даже наклеив на бутылки специально изготовленные юбилейные этикетки. Но российская таможня была непреклонна. Больше двух литров на человека провозить не положено. Так и полетел коньяк обратно в Ереван. Закон есть закон.
Москва - Алматы |