|
Ольга Шишанова
Не так давно из гастрольного тура по Италии, что прошел в рамках фестиваля “Музыка озера” под Миланом, вернулся камерный оркестр “Академия солистов” Государственной филармонии города Астаны под управлением Абзала Мухитдинова. Оркестр дал восемь концертов, которые прошли с большими аншлагами. Итальянская публика очень тепло принимала музыкантов из Казахстана. Дирижер труппы Абзал Мухитдинов - наш сегодняшний собеседник
- Абзал Мирасбекович, что Вы вынесли из поездки?
- Мне запомнилось, как мы играли музыку Д’Альтамарки - один концерт под Венецией. Там есть монастырь, где изумительная акустика. Понравилось, как отыграли концерт в городе Катании - в театре имени Беллини. Кроме того, меня поразил композитор Маурицио Чампини, который сделал очень необычную аранжировку малоизвестной оперы “Адельсон и Сальвини”.
- В сравнении с Италией, к чему в культуре нужно стремиться Казахстану?
- Итальянская культура сложна и самодостаточна. Она естественным путем перешла в то состояние, в котором находится сейчас. Ведь ее культивировали и поддерживали веками. Думаю, что итальянцы сами могли от этого устать. Ведь для развития всегда необходимо нечто новое, скажем так, свежая струя. И этим новым как раз оказывается для них то, что предлагаем мы, - та же, казалось бы, простая игра на домбре. И многое другое из непочатых пластов нашего фольклора. Мы сейчас стремимся войти в мировое сообщество, но вот в мировую культуру можно войти только, если мы научимся воспроизводить свою собственную культуру и делать это здесь, в Казахстане. Для того чтобы что-то понять, осознать, необходим опыт погружения в это. И еще - для того, чтобы позиционировать нашу казахстанскую культуру, нам необходимо понять, как проходили этапы внедрения культур в мировое сообщество в других странах. Нам также нужно прожить эти моменты. И сейчас, прорабатывая, скажем так, “итальянский вектор” - оперу, классическую музыку, мы стараемся делать нечто подобное и у нас, в Казахстане, - стремимся понять интеграцию культур. А итальянцы учатся у нас - учатся нашей девственности восприятия. Им интересно наше видение, интересно то, как мы интерпретируем и воспроизводим свое искусство. Наше отношение к своему фольклору, в отличие от других, незашоренное, настоящее, трепетное.
- Есть ли в Казахстане собственное культурное лицо в театре? Или своя школа, отличающаяся от других?
- Если говорить о школах, то все они в искусстве очень разноплановы. Тем не менее, по моему мнению, в Астане в оперном искусстве такая школа существует. Я вообще считаю, что начальный период в любой школе должен вести один педагог. Ученик не должен терять обучающую нить, ведь в самом начале на него обрушивается множество самой разной информации. В Астане такая оперная школа создавалась с участием мэтра из Санкт-Петербурга Юрия Александрова. Он не только режиссер, но и прекрасный музыкант. Все, что он творит на сцене, диктуется музыкой. Согласитесь, что все должно быть органично - надуманность сразу вызывает диссонанс. За время существования оперного театра Астаны мы поставили с ним 12 спектаклей. Так что я смело могу заявить, что - да, такая школа существует, и отличается она тем, что на нашей сцене нельзя просто стоять и петь. Поверьте, статуарное пение у нас не пройдет. А вот во многих зарубежных театрах это норма. И еще у нас преимущество - наш театр во многом молодежный, ищущий, наших артистов можно многому научить. Как говорил мудрец Ошо: “Если человек приходит ко мне и он пуст, то только тогда я могу в него вложить что-то”. Так и работа режиссера, который должен создать из многих индивидуальностей одно, но глобальное, учитывая при этом множество параметров.
- За счет чего существуют сегодня итальянские и казахстанские театры - за счет госдотаций или за счет самоокупаемости?
- Итальянская опера сейчас переживает кризис. Да и не только итальянская. Пресловутый экономический кризис очень сильно ударил по искусству многих стран. Ранее много театров за рубежом весьма неплохо жили за счет дотаций. Сегодня очень многие акценты в этом плане сместились, и в той же Италии из 1000 оркестров только четыре поддерживаются дотациями от государства! В США закрыто 10 оркестров, в том числе знаменитый Филадельфийский оркестр... Так что мировой культуре нанесен тяжелый урон. Что касается Казахстана, то наше искусство, пусть и в небольших количествах, но все же государством во многом дотируется. Конечно, хорошо, если есть спонсоры. Но по нынешним временам, как правило, они чаще оказывают разовую помощь. Тем не менее, я считаю, что в Казахстане ситуация не так уж и плоха, сравнивая масштабы. Так, например, мы получаем финансирование на постановку новых спектаклей, в столице возводится новое здание оперного театра, наши молодые солисты стажируются в Италии, и мы приглашаем для них репетиторов сюда.
- Как разнится оплата итальянских и казахстанских артистов?
- Полагаю, даже не стоит соизмерять. Итальянцы, к примеру, получают коммерческую прибыль от продажи билетов. У нас прямой коммерциализации в этом плане не существует. С другой стороны, жаль, что так низко бывает оценено то, во что ты вкладываешь себя и свою жизнь. Например, за рубежом, чтобы стоя послушать оперу, вы заплатите 10 евро, билет на галерке вам обойдется в 25 евро, в партере - от 160 до 200 евро... Поэтому я считаю, что мы, артисты театра, все равно даем нашему зрителю больше, чем те 500-700 тенге, которые стоит билет в столичный оперный театр.
- Какие театры Вам нравятся или являются для Вас каноном?
- Мне нравятся многие театры. Но так как я в этом “варюсь”, то во многом знаю эту “театральную кухню” изнутри - во всех театрах есть свои внутренние “подводные камни”. К примеру, наша профессия - режиссеров и дирижеров - сложна тем, что мы должны создать целый спектакль. Или единый оркестр. И наша задача - убедить в своем видении или трактовке целый коллектив. Ведь что такое профессия дирижера? Это генерирующий импульс, как мозг в организме. Что же касается постановок, которые мне нравятся, то это свежие постановки Дзеферелли в Метрополитен-опера. Нравится постановка “Трубадура” Большого театра в Москве. Хотя я бы отметил, что постановки нашего театра ничуть не хуже, а во многом, поверьте, лучше. И мы должны продлевать жизнь нашим постановкам, нашим спектаклям, потому что от этого зависит и жизнь нашего театра.
- Поделитесь планами на будущее.
- Итальянцы предложили записать нам здесь в Казахстане с нашим же оркестром симфонию композитора Меркаданте “Гарибальди”, концерт для флейты с оркестром и увертюру Инно Витторио “Эммануэль”. Когда мы выступали с концертом в городе Катании, нас пригласили выступить в театре имени Беллини на фестивале, посвященном этому композитору. Также известный мексиканский дирижер Хосе Мануэль Запата приглашает наш оркестр в Мексику дирижировать произведения Шостаковича, Хачатуряна, возможно, казахский фольклор.
Астана
Пресловутый экономический кризис очень сильно ударил по искусству многих стран. Ранее много театров за рубежом весьма неплохо жили за счет дотаций. Сегодня очень многие акценты в этом плане сместились, и в той же Италии из 1000 оркестров только четыре поддерживаются дотациями от государства! В США закрыто 10 оркестров, в том числе знаменитый Филадельфийский оркестр... Так что мировой культуре нанесен тяжелый урон. Что касается Казахстана, то наше искусство, пусть и в небольших количествах, но все же государством во многом дотируется. Конечно, хорошо, если есть спонсоры. Но по нынешним временам, как правило, они чаще оказывают разовую помощь. Тем не менее, я считаю, что в Казахстане ситуация не так уж и плоха, сравнивая масштабы. |