|
Ольга Шишанова
Не так давно в рамках празднования Дня столицы множество молодых художественных талантов презентовали свои работы на суд горожан и гостей города. Своим мнением о направлении, в котором сегодня движется казахстанское искусство и которое представляли собой живописные и графические произведения юных художников, делится профессор КазНУИ РК, заслуженный деятель Республики Казахстан, мэтр казахстанской живописи Камиль Муллашев
- Камиль Валиахмедович, как Вы прокомментируете художественные конкурсы, приуроченные ко Дню города?
- Когда-то самые первые конкурсы “Шабыт” показали, что творчество и художественная деятельность молодых - это очень важно и в будущем обязательно принесет свои плоды. В Астане для этого делается немало - проводится множество конкурсов от акимата, галерей искусства, приуроченных к празднованию Азиады, 20-летию Независимости Казахстана, “Шабыт” или, например, от компании “Шеврон” - конкурсы детского творчества.
В большинстве из них я член жюри и потому могу сказать, что самое главное в этих творческих состязаниях - дух познания символики искусства своего народа, понимание цели того, что ты что-то создаешь своими руками и не только для себя, а для будущего. Единственный минус таких проводимых конкурсов - это поспешность в их организации. А вообще, как художник, посвятивший не одно десятилетие своей профессии, я могу отметить, что очень доволен тем, что сегодняшним юным художникам приходится изображать именно сегодняшнюю Астану.
- Почему?
- Потому что Астана - город современный, и рисовать ее твердые архитектурные линии вкупе с отражающими стеклами фасадов трудно. Другое дело - старый город с его текучими, словно тающими в дымке абрисами контуров... Тем большее удовольствие я получаю, когда вижу, что юные мастера кисти и красок справляются с этим.
Кстати, в этот раз на конкурсе, приуроченном ко Дню города, было также много интересных новых работ.
- Насколько они профессиональны?
- Вот тут я бы хотел отметить, что юные художники даже если и научились правильно рисовать архитектуру города, то с колоритом у большинства из них проблемы. Ну не получается у них улавливать цветовую среду!
- В чем Вы видите причину?
- Скорее всего, в том, что сегодня у современных детей очень много развлечений - Интернет, кино, телевидение и особенно компьютер, компьютерная графика. Все это действует на их зрительное восприятие, и неслучайно в их работах все чаще мне приходится наблюдать неестественное освещение, словно какое-то утрированное, неживое... И эта тенденция растет с каждым годом - от конкурса к конкурсу. Сегодняшняя художественная школа далека от обучения классическим канонам - редко можно увидеть подобие работ старых мастеров. Да и тематика чаще всего надуманная, никак не воспроизводящая реальность сегодняшней жизни. Хотя, опять же повторюсь, возможно, это просто веяние времени.
- В каком художественно-тематическом направлении развивается сегодня искусство, в частности, живопись Казахстана?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте проследим развитие живописного искусства Казахстана хотя бы с 80-х годов прошлого столетия. Тогда в живописи существовало реалистичное направление, берущее свои истоки с 60-х годов ХХ века. Со временем, ближе к 90-м годам, реализм плавно перетек в сюрреализм, ставший впоследствии сюрреализмом мистическим.
Сегодня этот мистицизм вроде бы не присутствует, зато появилось много самых различных жанров, которые если и исполняются в реалистичной манере, тем не менее сразу не разберешь - что же именно хотел сказать художник своим произведением? Учитывая слабую школу подготовки многих мастеров, я боюсь предположить, к чему такой подход может привести в дальнейшем. Поэтому, с моей точки зрения, роль педагога очень важна. А если говорить в общем, то современная живопись Казахстана идет по пути развития тенденций реалистической школы, только с поправкой на день сегодняшний.
- В чем Вы видите разницу между казахстанскими и зарубежными художниками?
- Я считаю, что в советское время уровень казахстанского художественного творчества был очень высок. Это можно было бы сказать и обо всех бывших художниках СНГ. Не было такого явления, как коммерциализация искусства, упор делался на профессиональные достижения. Существовал художественный отбор произведений, критика искусствоведов была при этом очень ценна. И только самые лучшие работы попадали на выставку. Сегодня этого я, к сожалению, не наблюдаю. И молодежь теряет нить - что не стоит твоего внимания, а что действительно ценно.
- Как Вы считаете, есть ли выход из этой ситуации?
- Я много раз говорил о том, чтобы выставочная площадь Дворца Независимости в Астане стала настоящей площадкой для вернисажей. И чтобы там выставляли лучшие работы. Тогда мы хоть как-то смогли бы наладить связь с художниками по всей республике и знали бы точно, кто и что создает. Но все упирается в финансы. Денег нет не только на приобретение картин, но даже на их трасфер. Хотя все течет, все меняется.
- Вы можете назвать художественную школу либо кого-то из начинающих казахстанских художников, которые, на Ваш взгляд, действительно подают большие надежды?
- Я считаю, что многое опять же зависит от педагогов, которые сумели бы выявить талант у начинающего живописца. А так мне нравится павлодарская художественная школа. Вскользь знаком я и с карагандинскими художниками - раньше они участвовали в конкурсе “Шабыт” с неплохими работами. В Астане же художественная деятельность в учебных заведениях пока находится только в восстановительном состоянии.
- Расскажите немного о своей живописи. Над чем Вы сейчас работаете?
- Кроме мастер-классов по живописи, которые я преподаю в КазНУИ, я люблю работать у себя в мастерской, где в реалистичной манере создаю портреты современников, тематические картины, пишу в историческом жанре. Часто езжу на этюды - люблю писать степь. Мне нравится пробовать что-то новое в своих работах, ту же стилистику подачи картин. Да и колорит моих картин зависит от настроения.
Сейчас вот готовлю 15 живописных произведений на выставку, которая будет приурочена к 20-летию Независимости Республики Казахстан. Готовим мы ее втроем, я и двое моих коллег - художники Сабур Мамбеев и Вагиф Рахманов.
- Камиль Валиахмедович, есть ли у Вас мечта?
- С самого детства я мечтал стать художником. У меня до сих пор сохранились мои первые работы, которые я нарисовал в 7-9-летнем возрасте. У моего отца друзья были художники, да и нас в школе учили рисунку основательно. Сегодня я мечтаю передать свои знания молодым художникам, научить их умению трудиться, умению видеть, умению создавать и делать это правильно.
Астана |