ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Путь воды: первое зеркало Культура

Айгерим Бейсенбаева
Известный поэт и по совместительству кинематографист Бахыт Каирбеков выпустил новую книгу своих произведений “Путь воды”.
В назначенное для интервью время поэт вдохновенно рассказывал телевизионщикам о своем добром друге Викторе Бадикове, ушедшем из жизни несколько лет назад, и зачитывал стихи из нового сборника. В жаркий день стихи о воде с налетом светлой грусти приобрели какой-то особый смысл

- Бахыт Гафуович, расскажите о новом сборнике “Путь воды”.
- Я автор нескольких сборников на русском и казахском языках. В новую книгу вошли произведения на русском языке, и в какой-то мере по ней можно отследить всю мою творческую деятельность.
Последние свои книги я выпускал на деньги спонсоров, поэтому малым тиражом. Я их раздаривал, в продажу они не поступали. И вот недавно друзья решили сделать мне подарок - издать мою книгу в Москве. Тем более, что в России мои стихи читают, и даже, бывало, писали диссертации. Тираж книги “Путь воды” составил 300 экземпляров.
Вообще, я не из тех авторов, которым непременно нужно издаваться большими тиражами. В свое время я издал двухтомник, подвел некий итог своей деятельности. Тогда в моей жизни был период, когда мне казалось, что мои стихи никому не нужны. Тем более на русском языке в связи с ростом нашего национального самосознания. Мой хороший друг литературовед Виктор Бадиков тогда заметил, какие настроения мною овладели, и сказал мне, что жизнь не заканчивается и нужно продолжать писать. Вышедший в свет двухтомник я долгое время просто раздавал людям, которые интересовались моим творчеством. Выбрасывать его в продажу не хотелось - неизвестно, кто купит, да и купит ли вообще. А так я видел интерес в глазах и знал, что прочтут. То есть издание своих работ для меня самоцелью никогда не было.
Вообще, я поэт-переводчик, но переводы в новую книгу не вошли. Только мои собственные старые и новые произведения. Многие стихи посвящены моим друзьям. И грустный факт - в последнее время приходится писать уже после того, как они ушли из этого мира. Многие мои стихотворения похожи на письма друзьям. Есть даже такое стихотворение, смысл которого в том, что давно нужно написать письмо другу, где можно изложить все, что думаешь о нем, а потом просто убрать слова “здравствуй” и “прощай”. Так и пишутся стихи. Это честно. Еще стихи должны быть, как еда. Их нужно делать как для себя.
- Почему именно воде посвящена Ваша книга? Какие-то символы связаны с ней?
- Вода для меня нечто удивительное. Ее тайну человек до сих пор не разгадал. Вода стала первым зеркалом, в котором человек смог увидеть себя.
Недавно ученые установили, что вода имеет память. Уникальный фильм создан по этому поводу. Значение воды в нашей жизни трудно переоценить хотя бы потому, что мы сами состоим из нее.
Для меня вода бывает живая, бывает мертвая. Мертвая у нас имеет прямые ассоциации с радиоактивной ядерной водой. Хотя и в сказках была мертвая вода.
И путь воды удивителен. Я еще в детстве заметил, как по весне в арыках бежит вода, сметая накопившуюся за осень и зиму листву и шелуху. Движение ее завораживает. Вода мягко огибает твердые предметы, просачивается. Поэтому путь воды - это попытка жить в мире с окружающей действительностью, никого не обижая, быть полезным, питать.
Книга получилась с легкой грустью, но и без особого трагизма, конечно.
alt
- Поэзию всегда сравнивают с источником. Таких параллелей Вы не проводите?
- Я как раз до Вашего прихода зачитывал стихотворение, в котором поэт сравнивается с источником. Вся работа проводится где-то глубоко, а на поверхности только результаты. В свое время мой отец писал стихи о реке, которая, хоть и засоряют ее постоянно, продолжает питать людей чистой водой.
Обычно считается, что поэт сочиняет стихи, но я вот, к примеру, ничего не сочиняю. Они сами приходят откуда-то, а я только подбираю слова, чтобы записать их. Стараюсь им соответствовать. И своим студентам говорю, чтобы они оставались чистыми и трезвыми. Это нужно для того, чтобы, когда придут стихотворения, быть готовыми их сохранить.
И вот еще темя младенца называют “родничок” не случайно. Через него приходят знания с неба. Потом он закрывается.
- Возвращаясь к разговору о друзьях. В свое время Вы сняли фильм, посвященный перфомансам известного художника и скульптора Молдакула Нарымбетова. За его творчеством еще следите? Как развивается ваше сотрудничество?
- Наша дружба с Молдакулом давняя. Вот он мне сделал войлочное панно по Матиссу и постоянно принимает участие в моих фильмах. Я ему говорю, нужен костюм шамана - он сделал и объездил с ним полмира. То есть я его подвигаю иногда на какие-то действия.
На уличной выставке художника, которая проходила на Арбате в июне, я не был, но собираюсь отснять все это. А в планах у меня сделать о Молдакуле отдельный фильм. Картина будет называться “Чудаки” - о людях, “повернутых” на своем.
- За творчеством молодых авторов следите? Даже не знаю, в какой сфере конкретно. Наверное, во всех, так как Вы сами сочетаете деятельность поэта и кинематографиста.
- Никогда не упускаю возможность проследить. Я знаком с художницей Нелли Бубэ. Вся ее семья талантлива - диву даешься! Молодые поэты опять же. Я им сопереживаю, так как они очень ранимы. Да и тяжело им, всякий пытается пнуть их лишний раз. И радуюсь, что стихи все-таки пишутся.
К молодым авторам у меня очень хорошее отношение и какая-то добрая творческая зависть. Сам уже не такой мобильный, чутко реагирующий. По молодости я тоже разбрасывался, фонтанировал идеями.
- Сейчас поэты любят синтез. Работают вместе с художниками, музыкантами, компьютерными графиками. Постоянно получается что-то неожиданное...
- Все это было и раньше. Любой творческий человек не может ограничиваться только одним видом искусства. Я вот всегда завидовал художникам... Я хоть и поэт, а все равно ушел в кино. Еще мне не хватает музыки. Поэтому я много общаюсь с художниками - это желание естественное. Любое сочетание органично.
В Туркестане видел такое - три родничка текут одновременно: соленый, горький и пресный. И потом сливаются в один. ...Опять я о воде.
- В последнее время сложилась такая тенденция - некоторые далекие от литературы люди, имеющие средства, пишут и издают книги. По-Вашему, это хорошо или плохо?
- По-моему, это плохо. Должна быть дисциплина. Я вот по жизни редактор. Был редактором поэзии, сценарной коллегии, театральных произведений... И это мне помогает не фальшивить в своих работах.
Ладно, еще поэзия, но вот многие депутаты сейчас считают своим долгом издать книгу о своей судьбе. О своем жизненном пути. И создается впечатление, что пишет для них всех один человек - все как под копирку. Все это уходит в продажу. Я этого не понимаю, ведь в таком случае ты претендуешь на самое дорогое, что есть у читателя - на время. Когда я читаю плохие стихи, я расстраиваюсь. Не потому, что они плохие, а оттого, что потерял на них столько времени.
Хуже того - плохие произведения действуют как вирусы. Когда я вижу плохой фильм, мне потом не хочется жить. Это как отрава. Можно заразиться. В этом плане я целиком за то, чтобы была строгая цензура, редакторы. Или помощники, потому что самокритики никому не хватает.
И потом плохие произведения бросают тень на всех других авторов.
- Ваша книга стала итогом многих лет работы. Чем в дальнейшем займетесь?
- У меня есть два любимых проекта, осуществлению которых мне порой мешает повседневная ерунда - деньги нужно зарабатывать.
Первый - это книга “Мир кочевья”, которую я начал двенадцать лет назад благодаря своей бабушке. Она, кстати, подвигла меня заняться этнографическим кинематографом. Говорит, нельзя молоко на землю лить, на порог наступать... Я спрашиваю: “Почему?” - “Нельзя и все”. Я начал копать, и там такой мир открылся...
Об этом и книга будет. Там будет все, что ушло с миром кочевья, но все равно сидит глубоко в нас. Смеемся, но все равно делаем, исполняем, хотя и не понимаем из-за чего.
Второй проект - это мой старый этнографический “9 территория мира”. Сто серий о Казахстане. Проехали уже четыре области и сделали 30 серий. Осталось еще десять регионов. А хватит ли сил и жизни - неизвестно.

Справка “НП”
Бахыт Гафу (Бахыт Гафуович Каирбеков) - поэт, сценарист, кинорежиссер, заслуженный деятель Казахстана, лауреат премии Махамбета Утемисова, академик Евразийской академии телевидения и радио (Россия), член Союза писателей и Союза кинематографистов Казахстана.
Автор 7 поэтических книг и более 80 документальных фильмов.
Участник международных кинофестивалей в Дьере (Венгрия) и Тегеране (Иран).
Победитель Открытого форума российского телевидения “Лазурная звезда” (Сочи-99), обладатель специального приза “За вклад в образование единого культурно-просветительского пространства” V Евразийского телефорума, лауреат премии фестиваля “Астана-Байтерек” (2005).
Гран-при Евразийского телефорума за участие в проекте “Лики Евразии” - фильм “Излучение любви” (об Абае), VIII межрегионального Томского фестиваля путешествий в номинации “Историко-этнографический фильм” (2007).

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение