|
Айгерим Бейсенбаева
Знаменитый русский балет на прошедшем недавно II Международном фестивале оперного и балетного искусства был представлен блистательными громкими постановками - “Лебединым озером” и “Ромео и Джульеттой”.
Гости фестиваля были сражены совершенством техники и обаянием звезды российского балета Данилы Корсунцева, солиста легендарной Марианки, исполнившего партию принца Зигфрида
Солист Мариинского театра Данила Корсунцев отличается от хрупких на вид коллег необычной статью и фигурой атлета. За десяток с лишним лет работы на сцене знаменитого на весь мир театра он исполнил множество партий и воплотил все самые известные балетные мужские образы в таких спектаклях, как “Жизель”, “Корсар”, “Баядерка”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Раймонда”, “Спартак” и многие другие.
Эксклюзивное интервью корреспонденту “НП” знаменитый артист дал сразу же после выматывающей репетиции на сцене алматинского театра накануне фестивального выступления:
- Данила, “Лебединое озеро” представляется знаковым произведением в вашей карьере. Легко ли Вам дается партия принца Зигфрида? Каким он предстает перед зрителями в Вашей подаче?
- Так как я являюсь носителем классического наследия, балет “Лебединое озеро” играет очень важную роль в моей карьере. Это очень благородный, сильный спектакль. Насыщенный сюжет произведения не умирает, не теряет привлекательности для современного зрителя. Любая балетная труппа должна иметь в своей коллекции такие классические образцы, как “Жизель”, “Лебединое озеро”. Если последнего нет в репертуаре какого-либо большого театра, то это уже не искусство, а самодеятельность. Наличие этой постановки говорит об уровне.
Я танцую “Лебединое озеро” довольно давно. Что касается понимания партии принца, то это приходит со временем.
- Вы ездили на свою родину в Ташкент именно с этим балетом. Это было зависящее от Вас обстоятельство или случайность?
- Меня пригласили в Большой театр имени Алишера Навои танцевать именно “Лебединое озеро”. Но я бы приехал туда на любую постановку.
В те времена, а это было лет пять назад, в Ташкенте еще каким-то образом существовала балетная труппа. Сейчас, насколько я знаю, у меня на родине балетная школа приходит в упадок не понятно по какой причине.
- Вы воплотили на балетной сцене множество классических образов. Какой дался Вам сложнее?
- Любая партия дается тяжело. Тем более что исполнение одного и того же героя в различных постановках ощущается по-разному. Так же как и в различных труппах, в различных странах... Есть редакции спектаклей насыщенные, сложные, такие как, к примеру, постановки Григоровича или Сергеева (их я исполняю в Мариинском театре). Многое зависит от партнерши. Какой посыл она дает, взаимопонимание. Влияет все вплоть до настроения. Словом, дежурных спектаклей не бывает - чтобы отработал и ушел.
Что касается моих любимых спектаклей, то мне нравятся постановки на восточную тематику. Это, к примеру, “Баядерка”, балет технически сложный, с насыщенным сильным сюжетом. Ему отдаешь всю энергию без остатка. “Спартак” тоже очень интересен мне.
- Вы сказали, что многое зависит от партнерши. С кем Вам интереснее и легче работать?
- Скорее всего, с Ульяной Лопаткиной, так как она очень педантично относится к рабочему процессу, выматывает и себя, и коллег, выкладывается полностью. И, конечно, потом, когда выходишь на сцену, все проходит несравнимо легче. Она настолько серьезно подходит к каждой роли, что, работая с ней, стыдно делать ошибки. Не хочется подводить ее.
Естественно, не одна она такая. Есть и другие коллеги, с которыми работать приятно. С некоторыми можно выходить на сцену вообще без репетиций. Без слов понятно, как встать, как подхватить. Такие как Настя Колегова, Вика Терешкина.
- “Лебединое озеро” Вы назвали обязательным стандартом для любой балетной труппы, а что, по-Вашему, должно быть в любой постановке, чтобы она могла соответствовать стандартам высокого балетного искусства? Вернее, без чего не может быть балета?
- Это сложный вопрос. Нельзя выделить какой-то один самый важный компонент. Техническое совершенство или душа? Все должно находиться в гармоничном соответствии.
Взять, к примеру, конкурсные варианты. Есть конкурс артистов балета, куда попадают люди, берущие свое техническими приемами, трюками. Они умеют делать сальто и прочие сложные вещи. Но не каждый из них сможет выйти на сцену и продержать внимание публики на протяжении целого спектакля. Опять же работа с балериной... Осуществление поддержек - этому надо долго учиться.
- Авангардные постановки зачастую делают упор на эмоции, духовную составляющую. Как Вы к ним относитесь?
- Неоклассика и модерн - это то, что обязательно должно быть. И артист балета должен иметь в своем багаже такую работу. Современные постановки занимают свою особую нишу, и это нечто особенное в плане ощущения, исполнения и мировоззрения. Там даже другая техника дыхания.
Хорошие спектакли обязательно несут глубокую мысль, они интересны, увлекательны, в них всегда хочется поучаствовать. Любая труппа к этому тянется.
- На Вашем счету также работа в кино. И опять же “Лебединое озеро”. Съемки в кино - для Вас это было легче или сложнее того, что Вы делаете на сцене?
- Это тот же процесс, просто нас снимали во время спектакля. Что-то доснимали отдельно.
Для меня вся сложность состояла только в том, что спектакль снимался спустя два месяца после перенесенной мною травмы. Технически было очень тяжело, но я попытался дожать несмотря на то, что физически был не готов к таким нагрузкам.
- Голливудская картина “Черный лебедь”, показывающая всему миру темную изнанку жизни балетных артистов, была удостоена высшей кинематографической награды. Как считаете, после мировой премьеры фильма интерес к балету и, в частности, к спектаклю “Лебединое озеро” во всем мире возрос?
- Безусловно. Это была хорошая реклама балетному искусству. Хотя любой настоящий артист осознает, как это было сделано, - создатели фильма вышли за рамки достоверности. Балетная кухня, которая была продемонстрирована в картине, не имеет ничего общего с реальностью. Постановка “Лебединого озера” в фильме была такая своеобразная, неоклассическая. Актриса Натали Портман в свою очередь проявила себя блестяще, отлично справилась с ролью. Пять баллов, учитывая, что с миром профессионального балета она никогда не сталкивалась. Нам, конечно, было интересно взглянуть на такую версию. Что ни говори, а в популяризации балета среди далеких от театра людей эта картина сыграла свою роль.
Досье“НП”
Данила Корсунцев - солист Мариинского театра, заслуженный артист Российской Федерации. Лауреат фестивалей и конкурсов, в том числе Фестиваля балета в Жоинвиле (Бразилия, 1995), Международного конкурса артистов балета “Майя” (Санкт-Петербург, 1996), Международного конкурса артистов балета в Париже (1997).
Окончил Узбекское хореографическое училище (класс К. Сагатова) в 1992-м.
Выступал на сцене Национального театра оперы и балета Болгарии (“Метафизика”) и Национального театра Японии в Токио (Жан де Бриен в балете “Раймонда”). С труппой Мариинского театра гастролировал в Великобритании, Греции, Китае. |