|
Ольга Шишанова
Накануне празднования Дня города в рамках фестиваля “Опералия” горожане и гости столицы вновь получат ежегодный подарок от Национального театра оперы и балета имени К.Байсеитовой, на сцене которого завтра состоится премьера оперы выдающегося итальянского композитора Джакомо Пуччини “Манон Леско”
По отзывам критиков, эта опера - одно из первых произведений Пуччини, в котором наряду с операми “Тоска” и “Богема” ярко проявился его музыкально-драматический талант композитора, умение рисовать яркие характеры и сценические положения, его мелодический дар.
Художник-постановщик спектакля - заслуженный художник России, лауреат Госпремии Республики Казахстан Вячеслав Окунев рассказал в интервью, почему было решено поставить в столичном театре оперу Пуччини и почему Астана с каждым годом нравится ему все больше.
- Вячеслав Александрович, Вы приезжаете в Астану практически ежегодно, начиная с того момента, когда впервые, в 2000-м году, поставили в столице совместно с режиссером Юрием Александровым “Травиату”...
- Действительно, в Астане мы работаем с Александровым уже двенадцатый год. Довелось нам и в Алматы поставить совместный спектакль “Абылай-хан”. Мне лично очень любопытен Казахстан, особенно его культура и музыкальные традиции. Каждый раз, возвращаясь в Астану, я не устаю любоваться тем, как колоссально изменился город за все время, начиная с моего первого посещения. И это не высокие слова. Поверьте, я бывал во многих уголках мира и могу с уверенностью сказать, что Астана все больше приближается к уровню городов мировых стандартов.
- Почему на сей раз была выбрана постановка именно этой, пусть и прославленной, оперы Пуччини?
- Инициатором постановки выступила казахстанская сторона, которая предложила Юрию Александрову поставить этот спектакль. Ну а поскольку мы с ним давно работаем в одном направлении, то он пригласил меня в качестве художника-постановщика.
- И спектакль, поставленный Вами на подмостках столичного оперного театра, по своему сюжету оказался весьма актуален, несмотря на то, что создан он был около 200 лет тому назад...
- Да, несмотря на столь долгий промежуток, прошедший с того момента, когда состоялась премьера оперы в Турине, думаю, что, действительно, история Манон Леско очень актуальна и по сегодняшний день. Потому-то мы и решили смешать эпохи и показать сегодняшний состав общественной морали, который созвучен проблемам, поднимаемым в этом произведении. Ведь, согласитесь, очень часто сегодня, да, пожалуй, и во все времена, любовь и материальные ценности соединяются. И настоящее чувство уступает место прагматичному выбору. Мораль, нравственность - все заменяет целесообразность выбора. Мне думается, что это и сегодня актуально для современного общества, и в то же время я считаю, что это очень печальный факт.
|
Юрий Александров и Вячеслав Окунев творят вместе уже 12 лет |
- В постановку были приглашены итальянские оперные певцы...
- Да, это обычная практика в рамках фестиваля “Опералия”, в результате которой мастера и начинающие артисты обмениваются опытом, общаются, привносят в трактовку образов что-то новое, оригинальное.
Так, в нашей постановке итальянская оперная дива Тициана Карусо вела партию Манон Леско, Франческо Аниме - Ренато де Грие, Роберто де Кандия - Леско, а Карио ди Кристофоро - Джеронте де Равуара.
- В спектакле изумительные декорации. Как Вам удается для каждой постановки и в разных театрах находить некую изюминку в художественном оформлении одного мотива?
- Во-первых, это опыт. И потом, я часто использую то, что, когда артисты играют сцены, я в этот момент присматриваюсь - как сделать правильно и красиво ту или иную декорацию, какие аксессуары мне подобрать, чтобы наиболее полно воплотить сценический образ. При этом я наблюдаю, как меняется пространство, для чего порой даже интерпретирую какие-то кинематографические кусочки в свою художественную постановку для возникновения у публики ассоциаций с нашим спектаклем и фильмом на ту же тему. Ведь сегодня публика абсолютно другая, чем была ранее. В оперу люди ходят все же редко, и потому мне, как художнику, который помогает раскрыть сюжет и рассказывает историю при помощи художественных символов и образов, хочется, чтобы люди пришли к нам еще раз.
- Если бы Вас попросили выбрать постановку для следующей “Опералии”, причем такую, которая бы, по Вашему мнению, отражала Ваше впечатление от Казахстана, впечатление от Астаны, что бы Вы предпочли?
- Однозначно я бы приступил к постановке спектакля Джузеппе Верди “Аттила”. Герой этой оперы сам происходил из степей, а по некоторым версиям - даже из казахстанских... Итальянский композитор был так увлечен трагедией Фридриха Людвига Вернера “Аттила”, самого знаменитого варвара в истории, заставившего полтора тысячелетия назад дрожать весь европейский континент - от Рейна до Рима и Византии, так точно наметил в опере важнейшие узловые моменты, что перед ним буквально, по его словам, вставали картины некоторых сцен. И еще его очень интересовали историческая точность, поведение персонажей, достоверность всех деталей эпохи. Кстати, один из ярчайших контрастов оперы - в финале первого акта, где эффектно противопоставляется неистовый, буйный хор кочевников, сопровождающийся грохочущим звучанием медных духовых в оркестре, и возвышенный хорал пленников, доносящийся издалека молитвенными звуками...
Астана
Справка “НП”
Вячеслав Окунев родился в Ленинграде. Образование получил в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Черкасова (мастерская И.Г. Сегаля). Во время учебы приглашался на постановки в Кировский (Мариинский) и Малый оперный (Михайловский) театры.
С 1975 года осуществил как художник-постановщик более 300 постановок.
Принимал участие в оформлении таких опер и балетов, как “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева, “Свадьба Фигаро” В.-А.Моцарта, “Коппелия” Л.Делиба, “Жизель” А.Адана, “Мавра”, “Свадебка”, “Петрушка” И.Стравинского, “Анна Каренина” Р.Щедрина, “Ревизор” А.Чайковского, “Кащей Бессмертный” Н.Римского-Корсакова в Мариинском театре; “Сильфида” Х.Левенскьольда, “Хованщина” М.Мусоргского и балет “Русский Гамлет” (хореография Бориса Эйфмана) в Большом театре России; “Евгений Онегин” П.Чайковского, “Тоска”, “Джанни Скикки”, “Сестра Анжелика” Дж.Пуччини в камерном музыкальном театре “Санктъ-Петербургъ Опера”; в спектаклях последних лет в Государственном академическом театре балета Бориса Эйфмана; “Кармен” Ж.Бизе, “Травиата”, “Риголетто”, “Отелло” Дж.Верди, “Царская невеста” Н.Римского-Корсакова, “Лебединое озеро” П.Чайковского, “Раймонда” А.Глазунова, “Тщетная предосторожность” в Михайловском театре.
В разные годы сотрудничал с Королевским театром Глазго, Национальной оперой Греции, театром Велки в Польше, Национальной оперой Венгрии (Будапешт), Национальными театрами Сеула и Токио, “Нью-Йорк Сити Балетом”, “Оперой Кальяри”. Спектакли с оформлением В.Окунева шли на сценах “Ла Скала”, “Арена ди Верона” в Италии и в других странах.
Особый вклад внес в оперное искусство Казахстана. Открытие Национального театра оперы и балета имени К.Байсеитовой в 2000 году тесно связано с именем Вячеслава Окунева. Он является одним из основоположников театра и художником-постановщиком таких оперных спектаклей, как “Травиата” Дж.Верди, “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини, “Евгений Онегин” П.Чайковского и др., также был художником-постановщиком национальных балетов: “Ќлкисса” Р.Салаватова, “Астана ћиялдары”, которые пополнили репертуар театра.
Вячеслав Окунев - залуженный деятель искусств России, заслуженный художник России, лауреат государственных премий Республики Молдова и Республики Беларусь, лауреат государственной премии Республики Казахстан, кавалер ордена “Достык”. |