|
Юлия Квочкина
Королевство кукол
Таинственная, поэтичная, романтичная японская культура с каждым годом становится все популярней у казахстанцев. Чтобы немного утолить любопытство, а также порадовать почитателей японского искусства, Центральный государственный музей Казахстана уже в третий раз принимает в своих стенах передвижную выставку “Куклы Японии”. Напомним, что это первое масштабное мероприятие в области японской культуры в Алматы, организованное после разрушительного землетрясения, произошедшего в Японии 11 марта 2011 года.
Японию нередко называют “Королевством кукол”, и стоит заметить, что это неспроста, ведь каждая кукла несет в себе богатейшую историческую и духовную ценность. Как известно, с древних пор куклы в Японии являлись неотъемлемой частью повседневной жизни.
В этих куклах важно абсолютно все: материал, из которого изготовлена кукла, одежда, мимика, все несет в себе определенный смысл и буквально пропитано японскими традициями.
Выставка смогла показать всю многоликость японских кукол, которые изображают детей, членов императорского двора, воинов, героев, сказочных и мифических персонажей, богов и демонов. Конечно, эти куклы предназначены не для игры, их нужно рассматривать, так как большинство экземпляров сделаны из дорогих материалов.
На выставке представлено около 70 кукол, среди которых есть персонажи из известных сцен театров Но, Бунраку и Кабуки, куклы, посвященные японским праздникам, а также традиционные кокэси и экспонаты, изготовленные современными мастерами.
На выставке можно было встретить героев японских мифов и легенд. Благодаря этой выставке каждый посетитель мог окунуться в загадочную, а от того и такую многогранную культуру Японии, которая с каждым годом становится все ближе и интересней казахстанскому зрителю.
Асель Билибаева, куратор выставки:
- Выставка “Куклы Японии” проводится в нашем музее третий раз, первые две экспозиции проходили в 2000 и 2004 году. Они были очень тепло приняты и вызвали большой интерес у казахстанцев, поэтому посольство Японии совместно с Центральным государственным музеем решили провести эту выставку в третий раз. Данная выставка является передвижной: к нам она прибыла из Астаны, а после Алматы она отправится в Новую Зеландию.
Живопись глазами истории
На днях в Центральном государственном музее Казахстана прошла персональная выставка живописи известного казахстанского художника, члена Союза художников Казахстана Есенгали Садырбаева. На выставке был представлен цикл картин “Страницы истории. Шелковый путь. Казахская охота”.
Исторической живописью в Казахстане занимается множество художников, однако именно Есенгали Садырбаеву удается передать наиболее полную картину того времени. Его картины сочетают в себе не только пейзажи, но и исторические действа, которые благодаря кропотливой работе художника помогают зрителям окунуться в жизнь наших предков и рассмотреть различные этапы развития Казахстана с присущей автору достоверностью.
Живописные полотна Есенгали Садырбаева органично объединяют разные по своей природе жанры - портрет, городской и сельский пейзажи, натюрморт. Отличительной особенностью художника является его глубокое изучение определенной темы, проработка деталей, бережное отношение к мельчайшим деталям картины.
По словам самого художника, его частенько обвиняют в излишней детализации, так как он прописывает четко и детально не только передние планы, но и задние. Однако сам художник именно с такими четкими подробностями видит свое творчество, стремясь наиболее достоверно показать быт, пейзажи, развлечения, сражения, ушедшие далеко в историю, которые автор благодаря своему творчеству старается хоть частично возродить. Для любой картины Е.Садырбаев изучает архивы, рукописи, тесно сотрудничает с учеными, историками, благодаря чему его произведения обладают не только эстетической, познавательной, но и глубокой исторической ценностью. Неслучайно многие из его картин использованы в качестве иллюстраций к современным учебникам по истории.
На выставке было представлено сорок живописных работ художника из двух серий. Первая - “Шелковый путь”, она показывает древние города Казахстана, некогда так процветавшие. Глядя на картины, сложно почувствовать “пыль веков”, создается такое впечатление, что город все еще стоит на месте и в нем кипит жаркая полуденная жизнь. А также серия на тему традиционной казахской охоты, где Есенгали Садырбаев показывает всю пышность и богатство традиционной охоты.
Особый интерес здесь вызывают картины, показывающие охоту на гепардов, что, на первый взгляд, может показаться фантазией автора, однако путем изучения рукописей и сотрудничества с историками и учеными автор почти обоснованно пришел к выводу, что климат во времена наших кочующих предков позволял обитать здесь как гепардам, так и тиграм. Однако это, конечно, был не единственный вид охоты, охотились и за различными видами ловчих птиц, существовала также облавная охота и индивидуальная, что с легкостью можно увидеть на полотнах художника.
Мария Жумагулова, искусствовед, член Союза художников Казахстана:
- В картинах Есенгали Садырбаева акцент сделан не на образном моменте, а на документальности. Автор предпочитает быть именно исторически достоверным, поэтому в его работах видна точность как в костюмах, в передаче самих сцен, так и в описании городов, людей. Поэтому основной конек художника Есенгали Садырбаева - это достоверность, хорошо изученная и представленная на созерцание и рассмотрение публики. |