|
Ольга Шишанова
Не так давно Театр кукол Астаны превратился из отделения Театра кукол при государственном Театре юного зрителя в самостоятельную единицу искусства. Наш разговор с директором театра Тогжан Хасангалиевой состоялся в новом, только что отремонтированном помещении, куда театр переехал из двух маленьких кабинетов в цирке. Сама Тогжан Хасангалиева защитила диссертацию “Театр кукол как феномен культуры”, ее мать работала в алматинском Театре кукол режиссером. А теперь она, переняв бразды правления, вот уже более 20 лет сама занимается куклами
- В нашем новом столичном Театре кукол почти все актеры с Алматинского кукольного театра. В репертуаре у нас около 10 спектаклей. Мне ближе всех пьеса “Атамекен”. Люблю я и балет в куклах, тем более что здесь его создала сама.
Или вот спектакль “Это я нарисовал”, когда на основе рисунков детей из неблагополучных семей был поставлен спектакль. Я считаю этот спектакль уникальным, потому что последний раз подобная акция проходила в Прибалтике в 1965 году!
- В чем феномен Театра кукол?
- Все наши спектакли несут в мир добро. Это возвращение в детство, на проявление которого откликается душа. И еще я бы советовала приходить на наши спектакли не только детям, но и взрослым. Просто для того, чтобы очистить свои души. Может, тогда люди бы меньше старели. Душой. Ведь чем больше веришь в сказку, тем вероятнее ее появление в жизни. Это духовность, от которой никто не уйдет. Никогда.
- Кукольный жанр очень древний...
- Да, верно. Когда, например, первобытный человек танцевал в пещере, то отблески огня от костра, тени на стенах пещеры уже тогда напоминали действо в театре теней.
Или вот у шаманов была тушка белки, к которой были привязаны веревочки, дергая за которые, шаман в нужный момент эту белку якобы “оживлял”. А вот в средние века кукольников сжигали за то, что они смели “оживлять” своих персонажей. Именно тогда появился всем известный Петрушка.
Когда в Америке в XIX веке разразился кризис и надо было как-то не только выживать, но и умудряться проводить рекламные акции, предприимчивые американцы в то непростое для страны время изобрели королевских ростовых кукол. Что касается Италии, то там куклы ознаменовали своим появлением уже вполне сформировавшийся вид искусства, при котором было модно разворачивать в богатых домах целые представления.
- Чем Вы объясните сегодняшнее увлечение современными дизайнерскими куклами, некоторые из которых вполне могут претендовать на настоящие произведения искусства?
- Любой человек тянется к тому времени, когда он был счастлив. А детство, это та самая счастливая пора, когда ребенок появляется на свет и у него есть куклы для игры - его маленькие друзья. Затем человек взрослеет и куклы часто сопровождают его в жизни. Отсюда, по моему мнению, почти повальное увлечение сегодня современными дизайнерскими куклами.
Скажу больше - люди всегда стремились создавать что-то или кого-то, подобного себе, а куклы как раз дают такую возможность - воплотить все самое лучшее.
- Но куклы - это не просто воплощение, это еще и мистика...
- Да, Вы правы. И здесь я бы назвала колдунов вуду, у которых ритуалы связаны с куклами. Чем ближе кукла, созданная ими, к человеку, тем вероятнее возможность проявления у нее мистических свойств.
Кстати, у нас у каждого актера тоже есть своя любимая кукла. И мистика здесь в том, что буквально через несколько спектаклей они - актер и его персонаж - становятся похожими друг на друга! Ведь актер в куклу вкладывает душу и никогда, к примеру, не положит ее на пол, а держит только на руках.
Оживить неодушевленный предмет и заставить зрителя увидеть не куклу, а образ - вот для актера высший пилотаж. Или когда спектакль построен на ассоциациях, например: собака-подушка, медведь-чайник - это также особенность именно кукольного театра.
- В чем воспитательные задачи Театра кукол?
- Я считаю, что если ребенок не будет ходить в детстве в кукольный театр, то, став старше, он вряд ли захочет пойти в оперу, на балет или в драматический театр. Кто-то может возразить, что реалии сегодняшнего дня стали другими. Может быть, и так. Но что-то светлое и доброе должно оставаться всегда. И жаль, что к искусству кукол почти не встречается серьезного отношения. У нас нет своего зала, до некоторых пор мы ютились в двух кабинетах в цирке. И это 52 человека плюс реквизит, который требует заботы и ухода!
А еще у нас нехватка кадров - профессиональных актеров, художников-кукольников. И потому сегодня для нашего театра просто спасение наш художественный руководитель Куралай Ешмуратова, которой довелось работать с самим Сергеем Образцовым.
- Поделитесь Вашими планами на будущее...
- В год мы планируем выпускать до 5 новых спектаклей - на праздник Нового года, на Наурыз и еще пару-тройку для обновления репертуара. Всего спектаклей у нас на сегодняшний день, как я уже упоминала, около десяти. Но у нас они вовсе не носят развлекательный характер. Я считаю, что ребенок приходит в Театр кукол учиться любить, выражать свои эмоции, раскрывать душу. И мы не должны обмануть его ожидания. Тем более что в куклах трагедию ставить очень сложно. Для этого актера должны переполнять эмоции.
В ближайшее время мы планируем работать на открытых площадках, в детском парке с ростовыми куклами. А также участвуем в акции, посвященной 20-летию Независимости Казахстана - спектакле “Атамекен” по роману Сакена Жунусова “Аманай-заманай”.
Астана |