|
Гаухар Ахметова
Ушел из жизни мастер казахстанской живописи, мудрец и великодушный человек Абдрашит Сыдыханов.
Живописец, лауреат Государственной премии КазССР, премии “Тарлан”, кавалер ордена “Кұрмет”, заслуженный деятель искусств, художник-постановщик “Казахфильма”.
Его картины - гордость национального изобразительного искусства Казахстана, находятся в частных коллекциях, известных музеях мира
Трудно поверить, что не стало одного из самых обожаемых и обаятельных художников старшего поколения - Абдрашита Арановича Сыдыханова. Он был не только интересным художником, но и человеком с удивительно добрым и открытым сердцем.
Будучи художником кино, проработал на киностудии “Казахфильм” двадцать четыре года. Ближе к зрелым годам он всерьез и уже на всю жизнь увлекся Ее Величеством Живописью.
Наш любимый мастер не боялся экспериментировать. Писал пастозно и экспрессивно, используя сочные и яркие цвета. Он обладал чувством юмора раблезинского толка. К примеру, мог сказать: “Я наколбасил столько работ за последнее время!” А на внезапный вопрос о его делах он говорил: “Дела у прокурора, дорогая!”
Вспоминаются его разговоры о поиске “белого”, которое он лепил, как мозаику, из множества оттенков. Писал картины огромных размеров, включая медитативную музыку. Частенько за сюжетную основу своих картин художник брал излюбленные им притчи.
С особым восторгом вспоминаю его удивительное монументальное и философское полотно “Пустая лодка” - олицетворение совершенного человека. Совершенный человек подобен пустой лодке: все лишнее из себя выбросил и свободно плывет по реке жизни.
Он любил фактуры и использовал для ее создания не только песок, но и зерна, крупы, блестящие бирюзовые крышки от старого советского кефира...
Увлекался суфиями. Любил читать и перечитывать Ошо. Коллекционировал красивые и точные афоризмы и изречения восточных мудрецов, которые он крупным шрифтом писал на стенах своей мастерской. Вот одно из его любимых и ключевых: “Жизнь - это мост, который нужно пройти, но не стоит строить на нем дом”.
С особой теплотой и отеческой заботой он относился к молодым художникам. Многие имена он помог открыть в конце 80-х - у него было особое чутье на них!
Внимательнейший и любопытный Сыдыханов никогда не замыкался в себе. Он не просто ходил на наши выставки в качестве пассивного зрителя, а именно любил поддержать, выступая с красивыми, витиеватыми, но всегда осмысленными и точными, по теме, речами.
Тут, как видно, сказалось его “немое” детство (“До четырех лет я не говорил и все думали, что мальчик немой!”).
В последние годы глубоко занимался изучением казахских родовых знаков, используя их символику в своих картинах. Линия его рода, по его же словам, происходила из знатного рода торе. Хотя о трудностях знаменитый художник знал не понаслышке. Он, как все его поколение, прошел через тяжелое советское послевоенное детство и юность.
Однажды он раскинул карты Таро. Ему выпало четыре карты: “То, что никогда не умрет, это твоя душа”, “Глупое сердце” (это сердце шута, который может позволить себе говорить все, и король не обидится), “Эго” (это амбиции, они есть у всех, потому-то и надо над собой работать) и “Медитация”. Удивительно, но в этих выпавших ему картах Таро он весь!
Сегодня о нем вспоминают те, кто когда-то был с ним знаком: его друзья и близкие.
Тимур Сулейменов, дизайнер:
- Уходят представители мощной плеяды, достояние республики, которые были для нас новаторами, держали искусство на взлете и таком революционном напряге в 60-70-е годы.
Он ворвался в наше молодое искусство со своим новым видением и прочтением того мира, в котором мы с вами жили.
Он всегда был интересным, открытым человеком, который со всей искренностью делал нас счастливыми. Спасибо за вашу жизнь с нами.
Лаура Наурызбаева, искусствовед:
- Сыдыханов настолько большой художник и, независимо от всех его регалий, его имя связано с непререкаемым авторитетом.
Абдрашита нельзя относить только к художникам-шестидесятникам. Он постоянно развивался и каждый раз открывал новые образы и стили.
Потеря такого человека, который так самосовершенствовался для всех нас - большая утрата, потому что такие люди являются в наше время настоящей редкостью. Имя Сыдыханова, я думаю, должно жить. Надо создать конкурсы, премии его имени, которые бы показывали планку достижения человека как в своем творчестве, так и в развитии своего человеческого пути.
Мы скорбим, но наша скорбь должна быть очень светлой. В нашей памяти останется его просветленный дух....
Нурлан Смагулов, коллекционер:
- Для нас всех это невосполнимая утрата, но сквозь слезы у нас проступает улыбка, потому что вспоминать Абике без радости невозможно и думать о нем, как о человеке, которого не стало, тоже невозможно.
У каждого из нас есть свои истории общения с этим человеком, которые мы сохраним и пронесем сквозь всю жизнь. И работы Абике будут согревать нас.
В этом и есть роль художника: когда они уходят, то остаются вместе с нами в своих картинах. Его работы будут учить нас добру и жизнелюбию. Нам не будет хватать любимых нами посиделок с чаепитиями в его мастерской. |