|
Ольга Шишанова из Астаны
“Творческая деятельность выдающегося казахстанского скрипача Марата Бисенгалиева приковывает к себе внимание широкой музыкальной общественности на родине и за рубежом. Он принадлежит к удивительному поколению исполнителей, чье артистическое становление происходило в 80-х годах XX века. Игру Марата Бисенгалиева, услышав однажды, невозможно забыть”
“На концертной сцене он неизменно и с огромным достоинством выполняет свое высокое призвание скрипача и артиста. Концерты, данные им в лучших залах Казахстана, Европы и США, являются свидетельством его широкого признания у поклонников классического музыкального искусства во всем мире...”
Пожалуй, такими высокими фразами пестрят многие мировые СМИ, кто хоть однажды упоминал имя г-на Бисенгалиева на своих страницах. Но Марат, действительно, как все по-настоящему талантливые люди, не только разносторонне одаренная личность, но и очень любезный в общении человек. Недаром ведь существует поговорка: чем выше у человека манеры, тем проще с ним общаться. Все это можно смело отнести к такой открытой, замечательной и талантливой личности, которой и является мэтр скрипичного искусства Марат Бисенгалиев.
Наша с ним встреча проходила накануне презентации его книги о музыке и об искусстве “До...Ре...”, в которой музыкант в весьма ироничной, но в то же время непостижимо легкой манере рассказывает о своих самых, на его взгляд, интересных жизненных моментах, не забывая упомянуть при этом друзей, коллег и просто знакомых.
Парадоксальная оценка собственных успехов и неудач представляет мир музыканта в совершенно неожиданных ракурсах. Это чуть ироничный рассказ о себе и серьезный - о других, с особым пиететом - о музыке, но все написано очень интересно.
В книгу также включены эссе популярного музыкального обозревателя Ховарда Смита, отдельные публикации “Колонки Марата Бисенгалиева” из журнала Esquere и фотографии из личного архива семьи Бисенгалиевых, в которой, как известно, многие ее члены также являются музыкантами.
Несомненно, книга обещает стать бестселлером хотя бы уже потому, что сам Марат, будучи очень известным человеком в мире музыки, никогда и никого не посвящал в перипетии своей частной жизни, никогда и нигде не делился подобным образом своим богатым жизненным опытом, оставаясь человеком-загадкой для своих многочисленных поклонников. Теперь же этот пробел, благодаря книге, по словам Марата, он хочет восполнить.
- Марат, у Вас потрясающее чувство юмора. Это видно из Вашей книги, это чувствуется и в разговоре с Вами...
- Знаете, прожив два десятка лет в Великобритании, я кое-чему научился у жителей этой страны. У англичан есть очень хорошая черта - это умение посмеяться над собой. И это у них получается весьма необычно: они любят принижать себя, демонстрируя именно этим свойственное им чувство юмора. В Казахстане подобный номер чаще вызывает недоумение. А вот мне без этого пришлось бы туго, и потому я обожаю английский юмор, построенный на тонкой, изысканной игре слов.
- Что для Вас значит музыка?
- Сколько я себя помню, музыка жила во мне всегда. Возможно, вы не поверите, но когда я впервые взял в руки скрипку, то уже знал, что буду играть на больших сценах. И это ощущение вообще очень здорово помогало мне в дальнейшем: при любых трудностях ты знаешь, что все равно добьешься своего. Но при всем том я бы не стал утверждать, что музыка - это моя религия. Для меня музыка - это высшее проявление духовности, тот самый космос, к которому мы все стремимся и где все мы когда-нибудь окажемся. Я отметил одну закономерность - любой из нас в своей жизни неизбежно проходит определенные этапы, но все эти заботы, неизменно возникающие при их прохождении, оказывается, нисколько не убивают тяги к высокой музыке. Совсем напротив, эта тяга только возрастает с годами. И когда я исполняю на сцене музыкальное произведение какого-либо композитора, для меня это не шоу, а стремление максимально полно выявить то, что хотел сказать маэстро, музыку которого я исполняю.
- А каковы у Вас требования к музыкантам Вашего оркестра?
- Когда я набираю оркестр, то мое первое требование - музыкант должен быть сильным или хотя бы потенциально сильным. Все остальное - классовые, национальные, конфессиональные и иные признаки - не играет уже никакой роли. Англичане не случайно придумали пословицу: ты настолько хорош, насколько хорошо твое самое слабое звено. Это значит, что, если один из членов ансамбля отстает от остальных, то уровень всего оркестра падает до уровня этого отстающего.
Ведь кто такой, на самом деле, профессиональный музыкант? Это техническое совершенство и зрелое мировоззрение. К сожалению, сегодня самое большое зло в искусстве - это слишком много посредственного и очень мало настоящего.
В то же время я пока не могу похвастаться, что сам взлелеял наследников в музыке. Ведь для того, чтобы стать успешным педагогом, необходимо серьезно жертвовать своей концертной деятельностью, а меня пока эта стезя не прельщает, так как отнимает слишком много времени.
- Какая страна повлияла на Вас более всего, как на музыканта?
- Как музыкант по-настоящему я начал развиваться только в Англии. Именно в этой стране я в полной мере понял, что существует определенное “совкусие”, необходимое музыканту для творчества и создающее ту жизнь, где есть место и радостям, и горестям. Я считаю, что моя карма - жить в этой стране. Мне по душе местный климат и люди, живущие по соседству. То, что англичане прагматичные, чопорные и очень экономные люди, такой же миф, как и то, что все китайцы и японцы - доброжелательные, улыбчивые и обязательные.
В Англии я чувствую себя комфортно, даже недостаток солнца и вечная сырость не докучают. Напротив, в пасмурные дни я с удовольствием беру в руки инструмент и под шум дождя часами занимаюсь. Но самое главное - эта страна подарила мне возможность в полной мере отдаться тому делу, которое я люблю.
- Марат, говорят, что настоящие друзья - это старые друзья. Вы согласны с этим утверждением?
- По большому счету - да. Правда, в моей ситуации складывалось все не так просто. Перемены в моей жизни мало способствовали тому, чтобы я уберег привязанности, которыми дорожил и считал настоящими. И тут нет ничьей вины. Сам ритм жизни, концерты, которые теперь легко организовать по всему миру, - все это было и остается барьерами, препятствующими сохранению отношений. Но все же, думаю, что главная причина утраты большинства друзей - это твой профессиональный рост, который со временем многим из твоего, становящимся уже бывшим, окружения не по душе.
- Как Вы воспринимаете тот неизбежный факт, что жизнь состоит из черных и белых полос?
- Знаете, когда моя дочь Арухан жалуется, что у нее что-то не получается, я советую ей спокойнее относиться к жизни вообще. Самое главное, чтобы очередной взлет был выше, а к падениям надо быть просто готовым. Поэтому все, что случается со мной, я воспринимаю как бонус, а вовсе не как повод для затяжной депрессии. Я спокойно и даже несколько иронично встречаю любые события, которые происходят в моей жизни. В том числе и крушения.
- Что Вы думаете о судьбе классической музыки сегодня?
- Начну с того, что классическая музыка не терпит фальши. Исполнять ее надо либо очень хорошо, либо никак. И когда я слышу, как в очередном провинциальном городе открылся местный симфонический оркестр, то внутренне содрогаюсь, представляя его будущее. Я трезво смотрю на вещи и знаю, что, например, классическую музыку в Казахстане услышишь разве что в ресторанах, а не в концертных залах. Да и рынка классической музыки в Казахстане пока нет. К примеру, не так давно я отыграл концерт в Атырау, где мне с гордостью до начала концерта сообщили, что зал удалось заполнить. Это понималось так: мы пригнали людей на концерт! Но ведь истинная потребность в духовном появляется только тогда, когда люди не озабочены материальным. А иначе как воспаришь?
- Марат, Вы счастливы?
- Если говорить о любви, как о счастье, то в моей жизни превалирует любовь к скрипке. У знаменитого английского композитора Эдварда Эльгара есть произведение “Да здравствует любовь”, которое все воспринимают, как гимн женщине, но никто не обратил внимания, что на нотах мелким шрифтом было дописано “to Karis”, его дочери. Я это разглядел и вообще подошел к творчеству этого великого музыканта серьезно и глубоко. Чтобы выпустить, к примеру, только три диска с его музыкой, по часу каждый, я посвятил Эльгару три года своей жизни. С моей стороны это была настоящая исследовательская работа, кропотливая и дотошная. Наградой стало открытие мною скрипичного наследия раннего Эльгара, и я очень горжусь, что открыл его как скрипача самим англичанам.
Так что тройной диск Эльгара Violin Music должен будет появиться на прилавках сети казахстанских магазинов “Меломан” уже в мае этого года.
С моей позиции это равносильно тому, как если бы алеут открыл для русских неизвестные произведения Чайковского. Кстати, это мой первый лицензионный диск в Казахстане, который, я надеюсь, проложит дорогу и другим моим многочисленным записям. Так что в этом плане - да, я счастливый человек...
При написании материала автором были использованы фрагменты книги М.Бисенгалиева “До... Ре...”. |