|
Казахская хроника. Перезагрузка
Под таким названием в галерее “ARK” открылась персональная выставка Сауле Сулейменовой. Остается только удивляться, с какой тщательностью она продолжает развивать однажды найденную тему. Экспозиция позволяет проследить продуманную и последовательную логику ее поисков. Здесь размещены более ранние работы, в которых отражаются ее первые шаги в освоении темы.
Исследования Сауле развиваются как вширь, так и вглубь. Она осознает необходимость собственной включенности в мировой художественный процесс, не теряя при этом чувства сопричастности и принадлежности к своим истокам. Ей удается свести это парадоксальное совмещение архаики и современности к тонкому балансу, позволяющему воспринимать его, как нечто вполне естественное и органичное, безо всяких искусственных натяжек. Хотя опасность не совладать таким арсеналом гипотетически имела бы место быть, настолько рискованно так вольно перетасовывать времена и сроки, пространство, кардинально противоположные художественные системы. Но в данной ситуации Сауле проявила умение маневрировать в такой сложной системе координат и вычислить собственные принципы изложения. Вот в этой цельности концептуального изложения автора и прослеживается искренность ее размышлений.
Активное использование фото и других современных технологий в изобразительном искусстве становится делом обычным. Игнорировать их значимость сегодня означает уподобиться тому страусу, зарывающему голову в песок. В случае же с Сауле использование фото - не просто самоцель, демонстрирующая ее технологические возможности. Она никогда не забывает о том, ради чего это делается. Чистая живопись всегда предполагает соучастие зрителя в образной трактовке произведения. Фотография, обладая документальными качествами, все же ближе к действительности и соответственно вызывает больше доверия.
В творчестве Сауле всегда доминирует образ человека, человека, неотрывного от социума. А поскольку здесь совмещаются разные временные категории (архивные фотопортреты) и современный антураж, то ощущается некоторое присутствие фантасмагорических элементов. Такое неожиданное совмещение наталкивает на философские размышления. Здесь заявленная тема находится в неразрывной связи с пластическими приемами воплощения. Ее полотна “У ворот”, “Дастархан” действуют пронзительно, обнажая и выворачивая нашу душу наизнанку. То, что мы еще не можем сформулировать достаточно ясно, но оно работает на уровне инстинкта, как бы являя прообраз самозащиты. Цивилизация стремительно надвигается на нас, мы не успеваем органично сосуществовать с ней и отсюда - внутренний дисбаланс. Ломается наше этническое эго.
Сауле обладает ценным качеством - наблюдательностью, необходимой каждому художнику. Она определила для себя достаточно ясно объект своего наблюдения, добавив к этому умение и желание анализировать как в качестве анатома - беспристрастно и одновременно эмоционально, сопереживая героям своих полотен и не отстраняясь от них. Она дотошно изучила ситуацию современного искусства не для того, чтобы механически использовать найденные приемы, а измерить их на себя и найти собственную линию изложения своей человеческой и авторской позиций.
Мурат Ауэзов, культуролог: “Считаю серьезным то, что делает в изоискусстве Сауле Сулейменова. Люди на ее работах как будто выдвинулись из прошлого. Она контактер, а даром контактов с историей мало кто обладает”.
Контакт с Петербургом
В галерее Союза художников Казахстана открылась выставка художницы Элеоноры Альметьевой из Петербурга. Она небольшая по количеству представленных работ. Автору удалось привезти всего 20 полотен, но каких! Глядя на эту экспозицию, думаешь, как это важно время от времени лицезреть произведения художников со стороны. Ведь несомненно, что окружающая атмосфера всегда прямо или опосредованно влияет на творчество. Петербуржская школа живописи всегда отличалась особой тонкостью, налетом аристократизма и эстетического изыска. Все это помноженное на характерную индивидуальность автора мы наблюдаем на этой выставке. Она не оригинальна в выборе жанра: это традиционный натюрморт, пейзаж, городские сцены, выдающие место их действия, ставшие уже хрестоматийными, - шедевры зодчества Петербурга. Но все это далеко от традиционности способов их подачи.
Художница избегает приверженности к точности передачи натуры. Ее лимонные дольки на снегу, грандиозный гранат на фоне малюсеньких примет архитектуры не воспринимаются как безосновательная игра ее воображения, а как привлекательный и притягательный объект для созерцания. Здесь нет желания анализировать, углубляться в философские дебри. Здесь эмоции возникают сами собой от самого факта лицезрения изображаемого. Мы получаем подлинное эстетическое наслаждение. В манере подачи художницы присутствует изысканность модерна с его изящным абрисом линий, тончайшей градацией цвета, воспринимающейся на грани эфемерности и таинственной нереальности вполне реальных образов, причудливой игры фактуры, порой невесомой, деликатно переходящей в обозримую реальность. В одних работах восхищает воздушная, подобно свадебной вуали, игра монохромных тонов, в других - яркая локальная насыщенность цвета, дарящая духовный и физический тонус зрителям.
Мария Жумагулова |