В Государственном музее имени А. Кастеева состоялось торжественное открытие юбилейной выставки народного художника Республики Казахстан, лауреата Государственной премии имени Ч.Валиханова Айши Галимбаевой. Данная экспозиция приурочена к 90-летию со дня рождения известной художницы. Вниманию почитателей произведений национального искусства представлено около ста работ автора - живопись и графика, которые дают возможность в полной мере ознакомиться с наследием выдающейся художницы Айши Галимбаевой.
В рамках данного мероприятия также прошла презентация книги-альбома, посвященного творчеству Галимбаевой.
Айша Галимбаева по праву считается первой женщиной-казашкой, ставшей профессиональным художником. Художественное образование Галимбаева получила в Алма-Атинском театрально-художественном училище. Ее преподавателями были мэтры казахского изобразительного искусства Л.Черкасский и Л.Леонтьев. В 1949 году Айша Галимбаева окончила художественно-декоративное отделение Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве, после чего долгое время работала на Алматинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. За время работы в киностудии Галимбаевой были созданы циклы эскизов на сюжеты художественных фильмов “Песни Абая”, “Поэма о любви”, “Девушка-джигит”, “Это было в Шугле”. Кроме того, художница выступила в качестве иллюстратора при создании альбома “Казахский народный костюм XIX века”, вышедшего в свет в 1958 году. На протяжении многих десятилетий Айша Галимбаева активно занималась педагогической и общественной деятельностью.
Воспевая родину
Галерея “Ою” представила недавно первую персональную выставку художника Ербола Хамирова. В экспозиции выставки под названием “Пейзажная лирика” представлена серия произведений автора, посвященных родному краю.
О выставке и о творчестве художника рассказывает искусствовед и хозяйка галереи “Ою” Гульмира Шалабаева:
- Эта выставка - дебют Ербола Хамирова как самостоятельного, сложившегося художника, имеющего собственный стиль, манеру письма и излюбленную тему творчества. Автор - один из немногих художников, для кого пейзаж - единственная любимая тема, и в ней он воплощает весь спектр собственных чувств и мыслей.
Пейзажам Хамирова характерно особое, лирическое настроение. Он поэтизирует природу, придавая ей зрительную осязаемость и значимость, чувственность и одухотворенность. Картины художника, отражая его индивидуальность, навевают романтическое настроение и преклонение перед красотой и неповторимостью живой, нетронутой природы. Гармония и вечность - вот, пожалуй, основная мысль, питающая творчество неординарного художника. Неспешность и созерцательность, спокойная вдумчивость в постижении глубинной сущности и тайн природы характерна многим работам Е.Хамирова. Глубина пространства, разнообразнейшие оттенки предрассветного или закатного неба, прозрачный луч солнца сквозь плотные облака, твердь каменистых скал и свежая зелень джайляу.
Зритель с подачи художника видит все издали, несколько отстраненно, как тонкий ценитель и наблюдатель. Философский образ краткости человеческого бытия и быстротечности времени на фоне незыблемой вечности природы, ее животворной силы и мудрости проникновенно воплощаются в произведениях художника.
Эпоха, отраженная на камне
В Центральном государственном музее РК открылась выставка “Гравюры на скалах Семиречья”. В экспозиции выставки представлено 150 фотографий и 70 прорисовок петроглифов широкого хронологического и тематического диапазона - натуралистические изображения эпохи неолита, стилизованные геометризированные изображения животных эпохи энеолита, монументальные и реалистичные петроглифы с изображением лошадей, быков, оленей, мифологических сюжетов и ритуальных сцен, сцены охоты и боевых столкновений эпохи бронзы.
Организация и проведение выставки “Гравюры на скалах Семиречья” стали возможными благодаря пятилетней работе (1988-1990 годы и 2006-2007 годы) сотрудников отдела археологии Института истории, археологии и этнологии АН КазССР и сотрудников Центрального государственного музея РК по выявлению и фиксации наскальных изображений в горной системе Тянь-Шаня. За это время было открыто и исследовано большое количество разнообразных и разновременных археологических памятников Юго-Восточного Казахстана. В результате удалось накопить уникальную базу фотоснимков петроглифов эпохи неолита и энеолита, гравюр на скалах различных культур эпохи бронзы - индоиранцев - ариев и тохаров, раннего железного века - петроглифов саков, усуней и канглов, композиций эпохи древнетюркских каганатов и ханств, буддийских, несторианских, суфийских изображений и казахских петроглифов XIX-XX веков. |