|
Молитва линий
В Фонде Первого Президента Казахстана открылась персональная выставка Армата Бектасова “Язык линий – язык единства”. Автор давно занимается исследованием природы линий как в философском мировоззренческом аспекте, так и в своей художественной практике. Его творческая концепция, собственно, и является результатом теоретических поисков Армата.
Данная экспозиция состоит из отдельных взаимосвязанных частей. В картинах небольшого формата он представляет свое, по сути, камерное творчество, где доминирует жанр пейзажа. Тонкое проникновенное восприятие художника родной природы с неповторимыми особенностями рельефа, с портретно узнаваемыми приметами каждой местности находит адекватное отражение в его полотнах. Особая чистота палитры совпадает с созерцательным настроением художника.
Представленные фотоинсталляции непосредственно связаны с другим разделом творчества художника, составляющим основу его многолетних изысканий. Язык линий имеет древнюю и сложную историю развития. Художник в своих исследованиях не собирается дублировать изыскания узких специалистов – историков, археологов, искусствоведов… Для выработки собственной позиции Армату пришлось пристально изучать теорию и практику всех существующих современных модернистских направлений.
В глубинном же постижении значимости линии как одного из основополагающих элементов искусства, несущей как формальную, пластическую, так и философскую, образную, эмоциональную нагрузку, по собственному признанию, автору “помогло изучение родовых знаков кочевников, рунической письменности, принципов формальных построений скифо-сакского стиля, петроглифики, в основе которых лежит линейная знаковая пластика”. Такое обилие информации не грозило ему заблудиться в дебрях бесконечного познания, а сконцентрировало его на осознанном отборе и внимании на собственных визуальных ощущениях, которые ему удалось сформулировать как теоретически, так и в своих живописных, графических и скульптурных произведениях. И в этом нет никакой надуманности, все достаточно органично и в соответствии с внутренним генетическим кодом, который ни обмануть, ни искусственно притянуть за уши не представляется возможным.
Атрибутировать с точностью знаковые композиции Армата - задача неблагодарная, и все же они постоянно побуждают нас к апелляции к своей памяти, вызывая знакомые ассоциации. Его линия может уйти то в глубину андроновской культуры с простотой рисунка керамики, где прямые и диагональные линии чередуются с точкой и незамысловатыми штрихами, то к кочевым элементам - оси колеса, несущей грандиозный философский и пластический смысл, предметам домашнего обихода, деталям культовой и жилой архитектуры, антропоморфным и зооморфным изображениям…
В живописи Армата графическая основа линии сохраняет свое доминантное положение на фоне чрезвычайно активного открытого цвета. А его чисто графическая серия создает новые небывалые архитектурные формы, парадоксально сочетающие в себе архаичность формы с современным дизайнерским решением. Его скульптура может, изменяя своей природе, устремляться к плоскости, выявляя все тот же линейный подтекст, либо становится подчеркнуто объемной и многочастной.
Назипа Еженова, искусствовед: “В картине мира Армата Бектасова, который следует не столько магистральной линии искусства, сколько магической линии собственной души, открываются бесконечные возможности. Его одухотворенная геометрия - своеобразная информационная свертка. Он не придумывает неожиданные пластические образы. Они возникают из резервуара визуальной памяти, которая хранит единую культуру Земли”.
Вклад в дело возрождения
культурного наследия
В Алматы состоялась церемония открытия дома искусств “Адеми-ай”, в стенах которого расположился на втором этаже частный музей искусств. В рамках этого события на третьем этаже была организована выставка современного искусства Казахстана.
Инициатором создания столь важного объекта в целях возрождения культурного наследия республики явилась Бахаргуль Толегенкызы. Уроженка Китая, она с 1994 года проживает в Казахстане. Вдали от исторической родины она в течение 15 лет собирала экспонаты, так или иначе связанные с историей, этнографией и культурой Казахстана. В результате своей подвижнической деятельности Бахаргуль удалось собрать более тысячи экспонатов, в числе которых есть уникальные, аналогов которым нет здесь, в Казахстане. Ведь в годы раскулачивания из страны выехало немало состоятельных людей, владельцев дорогих предметов ручного ремесла, многие из которых выполнялись по индивидуальному заказу и, соответственно, представляли собой эксклюзивные экземпляры казахского декоративно-прикладного искусства.
Произведения современных отечественных художников, скульпторов, мастеров прикладного искусства, представленные на выставке, тематически раскрывают историю, обычаи, традиции Казахстана и логически продолжают стационарную экспозицию музея. Это живое свидетельство непрерывности творческих процессов в нашем государстве, невзирая на сложнейшие перипетии истории.
Мария Жумагулова |