|
“Теперь меня можно называть поэтом государственного значения, - делится сам Хаким, - моя книга переиздана Министерством культуры и информации РК. Правда, вы не найдете ее на прилавках книжных магазинов, так как она будет доступна только в библиотеках нашего города”.
Вы слышали, как читает свои стихи поэт Хаким Булибеков? Это не просто эмоции, пусть и профессионально отточенные. Это чеканные и в то же время лиричные образы и - бездна философии. Экспрессивные децибелы хакимовского чтения гипнотизируют и непонятно каким образом рождают кроткого слушателя, который только и способен, что на немой восторг. Что в этих строчках такого необычного? Вроде бы слова все знакомые - по-видимому, поэт Булибеков умеет аккумулировать их в кристаллы красоты и энергии.
Для широкого читателя стали почти хрестоматийными сведения из необычной биографии. Но что самое интересное, многие, услышав их явно не в первый раз, вновь очень искренне удивляются: “Учился в аспирантуре у Басова, целый год провел в антарктической экспедиции, поменял физику на поэзию!” Наверное, закономерно, что личность Хакима Булибекова находит такой отклик в массах - вряд ли людям был бы интересен этакий правильный, строгий, стандартный поэт.
А вообще он человек радостный, немножко шумный, любит людей и нечопорное с ними общение. Потому охотно идет “на публику”, часто “заряжает” и студенческие аудитории. Такие встречи - всегда событие в нашем городе. Особенно сегодня, когда так мало поэзии и много прозы жизни. Причем все эти встречи заканчиваются одинаково: поклонники творчества Хакима всегда вызывают поэта на бис. У него в сердце припасены для слушателей драгоценные россыпи искренности и любви: не скупясь, поэт дарит их еще и еще.
В одном из интервью он сказал: “Чтобы молодняк вырос нравственным, нужно вкладывать деньги в культуру. Меценаты перевелись, остались спонсоры. Государству до всего этого дела нет. Значит, проблема перекладывается на плечи общества...”. Да, он совершенно прав. Культуру нельзя мерить теми же мерками, что и бизнес. Без нравственности, любви, жертвенности культура и искусство не выживут. Слова, раздумья и боль Хакима пропущены через большое и часто страдающее от наших недостатков сердце.
Иногда Хакима Булибекова упрекают, что он слишком вольно обращается с общепринятыми канонами. Да, он ни в коей мере не подчиняется форме, управляясь с нею по-своему, по-мужски, и заставляет ее работать на поэзию. (Сколько угодно примеров обратного.) Потому так органичны и целостны его стихи. Корней Чуковский говорил, что в искусстве существуют только два направления: талантливое и бездарное. Хаким однозначно талантлив. Его могут воспринимать или не воспринимать, но это и есть первый признак одаренности, во всяком случае, лично для меня.
Его нельзя не любить даже за одни эти замечательные стихи, посвященные моему любимому городу:
Алма-Ату мы любим...
За красоту ее высоких гор,
Что в вечной шапке облачных снегов
На горизонте пирамидно встали...
Трудно читать такие строки без внутреннего трепета и мыслей вроде “Как поместить всю жизнь в слова?!”
Предметом горячего спора в литературном доме “Алма-Ата” стали исторические поэмы “Атилла”, “Золотой воин”, “Легенда о волчице”, “Кир и Крез”, “Сон” (“Евангелие от Морфея”). С историей он обращается, мне кажется, более почтительно, чем с лирикой. И тема эта под его пером стала “не ручной”, как утверждают оппоненты, но ясной. Как бы то ни было, Хаким своим творчеством отстоял свое право на собственное видение мира и тех или иных исторических событий.
Вспоминается эпизод на презентации нашего литературного дома, когда Хаким резко высказался по поводу поэтессы, которая призывала слушателей представить “кровоточащее материнское сердце”. Поэт буквально взорвался: “Если вы не умеете писать, то не надо этого делать! Ужас! Кровоточащее материнское сердце!” - и... ушел. С тех пор и по сей день я знаю его таким: несговорчивым, прямолинейным, но глубоко искренним и где-то в глубине души очень ранимым. Говорят, такие люди служат камертоном самому времени...
Райхан Бектемисова, литературный дом
“Алма-Ата”,
специально для “НП”
|