|
Наталья Бойко
На камерной сцене алматинского ТЮЗа вновь премьера - режиссерский дебют любимца взрослых и детей Дмитрия Скирты
Камерная сцена ТЮЗА существует первый сезон, но уже завоевала любовь театралов. На премьерные показы билеты уходят “влет”. Не успела отшуметь премьера моноспектакля “Падение” с Евгением Жумановым, как на сцене - новая постановка.
Пьеса драматурга Александра Вампилова “Утиная охота”, написанная в 1968 году, признана вершиной его творчества, одной из лучших пьес мирового репертуара. И несмотря на то, что действие в ней происходит в советскую эпоху, произведение Вампилова, его герои существуют как бы вне времени.
В главном герое Зилове, которого играет Дмитрий Скирта, с легкостью можно узнать большинство наших современников, молодых людей, приближающихся к среднему возрасту, обусловленному кризисом этого самого возраста. Автор пьесы создал великолепную галерею характеров, которую успешно воплотил режиссер и актеры театра.
Главный герой не только лишен стержня, личностной целостности, его характерной чертой является, пардон за тавтологию, бесхарактерность. “Зилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда”.
С главным героем зритель знакомится с первого акта. Действие происходит в его квартире. Он предстает перед нами проснувшимся после пьяного кутежа накануне, с трудом силящимся воспроизвести события вчерашнего дня. Неопределенность его положения усиливается визитом мальчика - пионера, вручившего Зилову траурный венок от друзей с надписью: “Безвременно сгоревшему на работе...”
Дальнейшее действие спектакля - это спроецированные на сцене воспоминания главного героя, из которых становится понятным, из чего исходит ироничное отношение друзей к нему. Почему его решила покинуть любящая жена, являющая собой образцовый показатель женщины.
Зилов давно равнодушен к ней, безразличен к их семейной жизни, к своей работе. В течение четырех лет не может навестить больного отца. Называет его “старым дураком”. Его любят женщины, а он даже не испытывает привязанности ни к одной из них, флиртуя направо и налево. Но наряду с такими чертами, как легкомысленность и непостоянство, автор наделяет его почти детской искренностью.
Он соглашается с женой, говорящей: “У тебя нет сердца, вот в чем дело. Совсем нет сердца...”, и говорит, что ему “надоела такая жизнь”. “Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мною делается, я не знаю”.
И все же, несмотря на то, что характер Зилова кажется непредсказуемым, местами абсурдным, автор наделяет его еще одной чертой, которая характеризует его неоднозначный характер. У Зилова есть привязанность - утиная охота, ожиданием которой он живет целый год. Не потому, что является заядлым охотником - у него вообще не получается попасть в утку.
Утиная охота привлекает его другой своей стороной. Говорит о ней мечтательно, как о чем-то дорогом его сердцу. В своем монологе, обращенном к жене, он говорит: “Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком. Ты увидишь - мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда поднимется солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви... А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет”.
Вампилов в пьесе вовсе не хотел показать отрицательного героя-подонка. Показан, скорее, сложный, неоднозначный характер. И хоть явление этого характера называют “зиловщиной”, в определенные рамки его загнать нельзя. Спектакль о пустоте, которая порой может поселиться внутри каждого из нас. Насколько сложным было вживаться в роль главного героя, я спросила режиссера Дмитрия Скирту, который сам эту роль и исполнил.
- Не знаю, комплимент это или нет, но мне показалось, что эта роль близка Вам.
- Да, близка. Я себя особо сильно не ломал на эту роль. Несмотря на то, что все характеры очень сложные, мы поставили спектакль быстро, за месяц, даже с какой-то легкостью. Но на самом деле играть мне мою роль трудно. Очень трудно. Тем более четыре раза подряд. Было две сдачи и два премьерных показа.
- Это Ваш режиссерский дебют. Почему он начался именно с этой пьесы? Вы ее выбрали для дебюта или желание постановки этой пьесы вывело Вас на режиссерский путь?
- Пьесу я прочитал еще будучи студентом Театрального училища в Иркутске. Но и тогда, и пять лет назад, когда перечитал ее, думал, что не моя это пьеса. Не то время. Эпоха советская. Но буквально сорок дней назад я прочел ее и подумал, что она очень современная. Зиловские проблемы очень похожи на проблемы современных людей 30-35 лет. Пустота. Тишина. Вроде, кажется, все есть, а на самом деле он один и ничего у него нет. И финал я сделал специально веселым. Потому что там все равно какая-то безысходность в финале. Тяжелый спектакль. Но его так захотелось поставить. Поэтому мы постарались как можно больше смешных моментов вытащить из пьесы, это видно и в образах героев. Хотя пьеса не сатирическая. Не хотелось сильно утяжелять спектакль. Но работа над характерами еще будет вестись в процессе дальнейшей работы. Много замечаний есть по спектаклю. Я их, правда, не записываю, потому как сам играю, стараюсь запомнить.
- Как Вы все-таки стали режиссером?
- Получилось так, что меня попросили найти пьесу, которую я бы хотел поставить. Спасибо нашему руководству, что доверили мне такое несложное... вернее, сложное занятие. Я принес пьесу, мы обсудили, поговорили и решили ставить.
- Свет, звук, декорации - все продумано, по-моему, отлично, видна работа целой команды. Вы довольны собой как режиссер или как актер?
- Как режиссер всем, в общем, доволен. А как актер еще особо нет. Это будет видно, думаю, спектаклей через восемь-десять. |