|
Ольга Шишанова
Его имя на слуху у любителей искусства и ценителей прекрасного. Его выставки производят настоящий фурор не только представленным материалом, но и тем, что большинство работ художника тут же приобретается ценителями истинного мастерства и почитателями его таланта, которых с каждым годом становится все больше.
Это Евгений Фридлин - казахстанский художник-живописец, воспевающий природные ландшафты, благополучно забытые многими мастерами холста и кисти
Придерживаясь классической чистоты жанра, художник выражает свое восхищение природой, экспериментируя в передаче состояния света, дождя, снега и архитектуры в канонических элементах пейзажной живописи. Причем пишет он не с фотографий, как практикуют многие художники, а с натуры. Может, потому его работы живые, настоящие. Лучше всего у Фридлина, по его собственному признанию и по отзывам поклонников его творчества, получаются незабываемые виды Алматы. Причем его картины словно со стереоэффектом - очень точно передают атмосферу города, неслучайно алматинцы, да и не только они, за каждый такой пейзаж готовы выложить не менее тысячи долларов.
На нынешней выставке художника в Астане, которая открылась в Музее современного искусства, представлена 81 работа мастера - городские пейзажи Алматы, Амстердама, Венеции, Вильнюса, Дюссельдорфа, Кельна, Лондона, Москвы, Парижа, Санкт-Петербурга. Вернисаж проходит под девизом “Дневник путешественника”, о котором мы и беседуем с виновником торжества.
- Евгений, хорошо рисовать могут многие. Но вот художниками, истинными мастерами своего дела, становятся единицы... Как стали художником Вы?
- Рисовать я начал в четыре года, а осознанно полюбил изобразительное искусство где-то лет в шестнадцать. И полюбил так, что после окончания Павлодарского художественного колледжа уже в 25 лет стал лауреатом конкурса “Новые имена”, международного фестиваля творческой молодежи “Шабыт”, обладателем именной премии имени А.Исмаилова и других наград, а потом уже и членом Союза художников Казахстана. Но это все цифры. Если говорить о призвании, то я предоставляю людям самим разобраться в моем творчестве и вынести свои суждения. Мой же удел - идти дальше, экспериментируя и находя новые грани мироощущения, и передавать все это в своих новых картинах.
- Представленные на вернисаже картины, по отзывам искусствоведов, - это не фотографическое копирование фрагментов городской жизни, а словно снимки настроений, созданные не столько красками, сколько светом и эмоциями...
- Наверное, искусствоведам виднее. Я же старался, чтобы весь этот калейдоскоп моих работ был зрителю бесконечно интересен и всегда им узнаваем. Мне бы не хотелось, чтобы пришедшие на вернисаж люди дружно прикладывали усилия, чтобы понять, что вот тут они грустят с художником, а тут ликуют и радуются солнцу. Думаю, в этом и состоит основная чарующая тайна живописи и таланта художника, сумевшего эту живопись воплотить. В то же время я считаю, что должен быть всегда разным, и сравнивать того Евгения, который выставлялся несколько лет и даже месяцев назад, с нынешним - нельзя. Тем не менее я стараюсь нравиться себе всяким. Иначе нельзя, зритель должен чувствовать, что я действительно люблю тот мотив, который выбрал для изображения.
- Именно поэтому, по отзывам поклонников Вашего творчества, одним из таких мотивов Вы выбрали именно Алматы?
- Не влюбиться в Алматы просто невозможно! Это удивительно живой и гармоничный город, в котором приятно дополняют друг друга высотные дома и полные зелени парки. Алматы прекрасен в любое время года. Я считаю его одним из красивейших мегаполисов мира. Даже в сезон осенних дождей он не теряет своей неповторимой привлекательности, а приобретает особое печальное очарование. И любовь к этому городу сильнее меня, чему я очень рад. Я вообще стараюсь подходить к моменту его изображения с определенной самобытностью, когда передаю красоту уголков старого Алматы в своих пейзажах.
- Манера Вашего письма в чем-то сродни французскому импрессионизму...
- Да, а еще работам Мане и Ренуара в частности. В то же время, смею надеяться, что она у меня своя, самобытная и непохожая. А вообще моя излюбленная манера написания картин - это крупные мазки с эффектом изображения как бы не в фокусе. Такое бывает, когда смотришь сквозь запотевшее окно или когда по стеклу струятся капли дождя. И в первом, и во втором случаях зритель пытается угадать и домыслить то, что видится расплывчатым. И вот это как раз почему-то его и притягивает.
Наверное, неслучайно я, как художник, так быстро вошел в число мастеров живописи Казахстана и получил признание не только здесь, но и в странах Европы, где проходили мои выставки.
- О Вашем творчестве однозначно сказать действительно нельзя, и в какие-то определенные рамки его точно не втиснуть...
- Да художник и не должен быть постоянным. Вот, например, как это делаю я: то мне нравится до самозабвения писать полюбившиеся уголки Павлодара или Алматы, а то вдруг Вильнюса или других городов Европы, которые как раз и представлены на этом вернисаже.
Иногда я перехожу на портретную живопись, а затем - на натюрморты. Сейчас вот увлекся стилем абстракционизма и эдакой, можно сказать, чувственной живописью, когда философия замысла передается через гамму красок. В этом, наверное, и заключается мое творческое кредо - быть разным, но оставаться самобытным.
- А что Вы видите именно во фрагментах городов и почему Вас больше интересуют обычные, порою неказистые здания и сооружения?
- Понимаете, я не люблю писать дворцы. Они какие-то холодные и помпезные. А за фасадами обычных домов, особенно с большой историей, чувствуется своя жизнь людей, свой мир. И свое тепло, и свет. Я поэтому и Алматы так люблю, что там много таких уголков, зелени, где мне плодотворно работается.
Астана |