Ко Дню космонавтики
Космос не перестает интриговать человека, по всей видимости, потому, что чем больше мы пытаемся познать его, тем больше неизведанного мы обнаруживаем. Для
Александра Чернявского же это своего рода повседневная реальность. В его творчестве тема космоса определяющая и главная. К очередному празднованию Дня космонавтики в Российском центре науки и культуры при посольстве России в Астане открывается персональная выставка Александра “Звездный портал”. Понятно, дата выбрана не случайно, ибо космос в различных его проявлениях - объект постоянного пристрастия автора. Хотя не всегда тема звучит прямолинейно, но она подразумевается практически во всех работах художника.
Александр родом из России, проживает в Алматы уже более 6 лет. Он и сам не может объяснить, почему он начал рисовать. Ведь по полученной специальности в Северо-Кавказской академии госслужбы не проработал ни дня. “Бюрократа из меня не получилось”, - сетует, шутя, Александр. Его творчество невозможно вместить в рамки хобби. “Что написано, от того уже не отойдешь”, - судя по этому его признанию, он вполне определился с собственным призванием. Можно по-разному относиться к творчеству Александра.
Мнение зрителей и искусствоведов порой далеко не однозначно. Но в чем нельзя отказать художнику - так это в оригинальности замыслов, что для него далеко не является самоцелью. Спонтанность идей абсолютно не означает мгновенности их воплощения на холсте. Как правило, на каждую картину уходит около 2 месяцев. Это симбиоз его многочасовых размышлений, раздумий и практических исканий в построении композиции. Постепенно у него выстроилась собственная концепция творчества. Художник с особым энтузиазмом производит изыскания в произведениях многих авторов, пытаясь обнаружить аналогии в их собственных умозрениях и взглядах на мир. Ведь в современном искусстве существует множество направлений - как достигнутый результат творческой свободы личности. Тенденция к вариации реалистических мотивов с неадекватно совмещенными деталями позволила ему причислить свое творчество к искусству сюрреализма. Однако Александру чужды крайности выражения классического сюрреализма, что давало ему основания определиться в так называемом мягком сюрреализме.
И только время позволило ему вполне обоснованно сформулировать линию собственного творчества. По его мнению, что близко к истине, это, скорее, субъективный реализм. Ведь сама тема космоса обычным человеком и воспринимается как граница между явью и фантастикой. Неудивительно, что, глядя на картины художника, невольно возникает больше вопросов, чем ответов. Это своеобразный ребус, который занимательно разгадывать. Здесь бесконечная игра, где серьезные размышления, философия перемежаются с иронией, легковесной шуткой и мрачным юмором. Реальные предметы находятся в абсолютно неадекватных сочетаниях, плод воображения автора мирно уживается с объективной данностью. За каждой деталью стоит умозрительно выстроенная позиция автора. “Опора космонавтики с шероховатым предметом в Дали” апеллирует к известной работе Сальвадора Дали “Геологическое правосудие”. Разбросанные по всей поверхности камни - единственная деталь, напоминающая известную композицию маэстро. Силуэт вкопанного в землю мощного молота ассоциируется с безвозвратно утраченной некогда былой мощью советской космической державы. Абрис серпа плавно переходит в обозначенную линию орбиты запускаемого спутника. Здесь зрителю предоставляется возможность для собственных трактовок и интерпретаций.
“Плесецк” и “Байконур” - два сердца современной космонавтики России и Казахстана. Абсолютно разные ландшафты, но их объединяет идея сосуществования и противостояния двух миров. “Плесецк” - это архаичный мир русской глубинки со своей первозданной нетронутой красотой, в которой несколько инородно воспринимается силуэт взлетающей ракеты, как символ наступившего прогресса со всеми вытекающими... “Минарет” - работа под таким названием появилась на основе реального факта. Аксакал, проезжая на закате мимо стартовой площадки и приняв силуэт корабля за минарет, искренне удивился: “Надо же как научились быстро строить - еще месяц назад этого минарета не было!” Ракета в виде минарета, осененная реальным серпом молодой нарождающейся луны, на фоне пустынной степи с фигурой старика на верблюде на первом плане - это символ двух полярных миров, которые сосуществуют и никогда не совпадут.
Александр Чернявский по роду своих занятий не имеет никакого отношения к космосу. И, как ни парадоксально, вся его творческая судьба связана с этой глобальной темой. Ведь умение видеть мир не в рамках нашего ежедневного суетного бытия, а с позиции Вселенной дано далеко не каждому. В своем творчестве ему удается раздвинуть границы нашего мира, и в этом его предназначение.
Мария Жумагулова
|