|
Ольга Галицкая
“Клуб ценителей музыки” вновь открыл свои двери для поклонников симфонической музыки. Каждый месяц в Большом концертном зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы идет абонемент на прослушивание самых различных музыкальных произведений в исполнении Студенческого симфонического оркестра.
Дирижер этого оркестра Ян Мориц Онкен был приглашен из Германии администрацией консерватории на смену его предшественнику - французу Кристофу Мангу. В преемственности музыкальных школ различных стран Жания Аубакирова, ректор консерватории, видит путь к успеху своих воспитанников
На этот раз в программе концерта звучали два произведения: музыка к балету “Станционный смотритель” на сюжет Пушкина Тимура Нильдикешева и “Весна священная” Игоря Стравинского. Выбор “Весны”, известного, прежде всего, как произведение большой сложности в прочтении и исполнении, маэстро объясняет далеко идущими планами, а именно: взрастить оркестр до такого уровня, чтобы можно было играть в Карнеги-холле! Это мечта, которая движет молодыми музыкантами в преодолении трудностей, которая роднит их друг с другом, с их дирижером, с музыкой. Что ж, после того, как наши ребята выступили в Берлине, в Лондоне, а этим летом и в Италии, и каждый раз с успехом, надо полагать, что и дальние континенты им окажутся по плечу! Ведь чтобы играть в одном из самых престижных залов мира - Нью-йоркском Carnegie-hall, нужно иметь за плечами большой опыт, солидный репертуар, выдающихся солистов, очень умелого дирижера, удачу, наконец!
Первым в концерте было исполнено произведение Тимура Нильдикешева, являющееся его дипломной работой. Молодой композитор, выпускник Консерватории имени Курмангазы, работал над созданием балета полтора года. Это совместный проект Тимура с Булатом Аюхановым. На концерте были представлены отдельные номера - 9 частей, на самом деле общее время балета - 45 минут. Оркестровка во вступлении отличается яркой колоритной окраской, что несколько расходится с моим представлением о цвете по прочтении Пушкина. Мелодика же выразительна, очень хороши лирические части балета. Оркестр особенно тонко передал настроение Дуни в сюжетной линии с офицером и душевные переживания отца. Фразировка была безупречной! Музыка достаточно традиционна, но вместе с тем и современная, прежде всего, благодаря ладово-гормональной окраске. С большим воодушевлением оркестр исполнил почти прокофьевский марш, пульсирующий и упругий, явно отражающий характер молодого щеголеватого офицера. Номер очень яркий и запоминающийся. В целом произведение Тимура Нильдикешева самобытно, с хорошим ощущением формы, драматически глубокое.
Что же касается “картин языческой Руси” в балете Стравинского, то это было по-настоящему масштабное, “шаманское” действо дирижера и его оркестра. Зритель не мог не любоваться немыслимой пластикой Яна Морица, в которую он вжился, чтобы донести до музыкантов основную суть той или иной фразы, и как органичны были эти движения, несмотря на очень высокую фигуру немецкого музыканта! Язык тела, выражение рук - это то, что видит зал. Но какую гигантскую работу ведет со студентами дирижер до выступления, мы можем судить только по результату. А результат заставлял уноситься вдаль к далеким предкам - содрогаться от ужаса, страшась стихийных проявлений природы, и забавляться безудержной народной пляской, впадать в полумистическое состояние чародейства и переживать оргию религиозного обряда. Это произведение Стравинский наделил потрясающей по богатству звуковой, тембральной палитрой, что делает его исполнение чрезвычайно трудным. Ребята с честью не только для себя, но и для всех нас справились с очередным нелегким этапом в их любимой работе, они шагнули на очередную ступень, имя которой - Мастерство!
Ян Мориц Онкен, дирижер оркестра.
- Прошло 95 лет с тех пор, как “Весна священная” впервые потрясла Париж. Как, по-Вашему, сейчас она не утратила своей актуальности?
- Думаю, что до сих пор эта музыка очень сильно действует не только на оркестр, но и на публику. Стравинский здесь использует очень необычные оркестровые приемы инструментовки для выражения движения всех стихий - воды, воздуха, огня, земли. Через тот образ, который заложен в музыке, а это молодая девушка, выбранная жрецом из ста девушек, через ощущение самопожертвования композитор являет нам архаичное и языческое.
- Чему Вы хотите научить ребят?
- Не бояться взяться за сложную задачу. Когда я учился в школе, мне было очень скучно, потому что задания были легкие, не было ощущения роста. Я люблю сам ставить перед собой сложные задачи и считаю, что для студентов это тоже вызов. Они по-другому используют свой собственный потенциал.
- Что было труднее: добиться формы (ведь форма здесь очень сложная) или все-таки правильной звуковой палитры?
- Я думаю, что и то и другое сложно, но, кажется, мы нашли правильный звуковой баланс.
Жания Аубакирова, ректор консерватории.
- Какими критериями Вы руководствуетесь при выборе дирижера?
- Чтобы харизма была, уровень образования, личностные амбиции хорошие. Он должен быть не только музыкантом-профессионалом, но еще и молодым человеком, то есть чтобы он мог говорить с молодыми на их языке. Чтобы умел очень много: общаться с людьми, организовывать, привлекать на свою сторону, быть просветителем.
Консерватория живет в очень интенсивном режиме, режиме “нон-стоп”. Сейчас у нас фестиваль новой музыки “Наурыз-21”, затем фестиваль 20-летия народного пения, потом 60 или 80 человек уезжают в концертное турне по Казахстану, потом приезжает Российский национальный оркестр, потом поездка в Берлин, потом наш хор едет в Симферополь, потом...
- И это все до лета?
- Да, и находиться на такой звенящей высоте - это наше нормальное состояние. |