|
Василина Воркова
В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая прошла премьера одного из шедевров стиля бельканто - оперы Гаэтано Доницетти “Лючия ди Ламмермур” в постановке знаменитого российского режиссера Юрия Александрова. Впервые почитатели оперного искусства увидели оригинальный вариант оперы, который соответствует высшим стандартам современного оперного искусства, достойный сцены лучших театров мира - Большого, “Ла Скала”, “Метрополитен опера”
На самом деле опера “Лючия ди Ламмермур” стала настоящим подарком для казахстанского зрителя. Режиссер-постановщик Юрий Александров и художник-постановщик Вячеслав Окунев готовили оперу для миланского “Ла Скала”, но в связи с тем, что главный дирижер Рикардо Мути оставил пост художественного руководителя, театру пришлось отказаться от этой постановки. Но Театр оперы и балета имени Абая пошел на риск и предложил поставить оперу на своей сцене.
“Лючия ди Ламмермур” - одиннадцатая совместная постановка Юрия Александрова и Вячеслава Окунева. В разные годы они уже ставили на сценах Алматы и Астаны такие оперы, как “Абылай хан” Е.Рахмадиева, “Чио-Чио-сан”, “Тоска” и “Турандот” Дж.Пуччини, “Евгений Онегин” П.Чайковского, “Травиата” и “Риголетто” Дж.Верди, “Вертер” Ж.Массне, “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта.
Рождение истины
Подготовка оперы заняла около пяти месяцев. Театр проделал огромную сложную работу - создал четырехактный спектакль. Юрием Александровым было принято решение сделать всего один антракт, чтобы спектакль прошел на одном дыхании и публика получила удовольствие, не уставая от долгих перерывов.
По словам художественного руководителя театра Ержана Абдрахманова, пока каждый вокалист, музыкант изучал свою партию, художник-постановщик Вячеслав Окунев определял, какие в спектакле должны быть декорации, костюмы, аксессуары, грим, бутафория. Он несколько раз приезжал, контролировал текущий процесс работы. По окончании работы он выразил свою признательность за качество, тщательность и скрупулезность, с которыми была проделана работа, всем работникам театра, а его самого Ержан Абдрахманов назвал волшебником и чародеем.
Юрий Александров приехал, когда были практически готовы производственная и творческая части, тогда и начался процесс обработки и соединения воедино всех частей будущей оперы.
“Самой большой сложностью было соединить группу индивидуальностей в ансамбль, так как в спектакле задействованы как театральные звезды, так и начинающие артисты. Не все выдерживают, когда из них делаешь общую команду. Было много сложностей, но, главное, мы ставили для себя высокую планку. Мы не относились к работе спустя рукава, мы делали работу, которую можно было показать в мире. И откладывали, и нервничали, и ругались, потому что каждый отстаивал свою правоту, и из этих разных мнений рождалась истина”, - признался Юрий Александров.
Несмотря на свою занятость, Людмила Цветкова создала очень органичную хореографию и пластику, которая, несомненно, украшает спектакль, являясь прекрасным дополнением к образам артистов. Также она отметила, что встреча с новой труппой и работа с высокопрофессиональной группой во главе с режиссером Юрием Александровым для нее была бесценным опытом.
Результат этой огромной работы налицо: изумительное исполнение сложных партий, точное воссоздание шотландских танцев того периода, великолепные декорации воссоздают атмосферу Шотландии XVII века, богато украшенные костюмы в мельчайших деталях повторяют исторические.
Первоначально премьера оперы была назначена на 28 марта. Несмотря на такую серьезную подготовку, Юрий Александров настоял на том, чтобы премьеру отложили и показали ее 3 апреля, чтобы хватило времени завершить задуманное. И театр пошел навстречу, не поскупился на различного рода издержки, хотя уже были назначены спектакли, заказана реклама, висели афиши, продавались билеты. Теперь зрители могут наслаждаться тем звучанием, какое было при авторе.
Уникальность этой оперы для Казахстана еще и в том, что в этом спектакле есть огромное всемирно известное арфовое соло. Сегодня в Казахстане нет артиста, который бы смог его сыграть, поэтому было принято решение пригласить солистку оркестра Мариинского театра Елизавету Александрову. На протяжении шести минут в оперном спектакле играет одна солирующая арфа, и зрители имеют возможность слышать то, что слышит весь мир, - оригинальную, ту музыку, которую написал Доницетти.
Еще одна особенность оперы - знаменитая уникальная сцена сумасшествия, когда 15 минут артистка одна поет соло. С этой партией великолепно справилась обладательница самого высокого и гибкого женского голоса - колоратурного сопрано - Жамиля Баспакова. Юрий Александров отозвался о ней, как об очень трудолюбивой и талантливой певице, сравнил ее с великой артисткой Мариинского театра Галиной Ковалевой.
В спектакле задействованы уже известные и начинающие артисты: Султан Байсултанов, Лада Кысыкова, Бейимбет Кожебаев, Альфия Каримова, Халид Нуралиев, Шахимардан Абилов, Талгат Кузембаев, Нурмомин Султонов.
Любовь и ненависть
“Лючия ди Ламмермур” - опера о любви, безумии и смерти. Впервые опера была поставлена 26 сентября 1835 года в Неаполе в театре “Сан-Карло”. Вызвала бурю оваций и даже слезы зрителей, которые были поражены накалом страстей и красотой сольных арий и дуэтов. В основу либретто лег популярный роман 1830-х годов “Ламмермурская невеста” Вальтера Скотта. В XIX веке по произведениям Вальтера Скотта было написано около 50 опер, но именно на долю “Лючии” выпал наибольший успех.
Опера “Лючия ди Ламмермур” - едва ли не самое лучшее произведение эпохи бельканто, когда в опере царили примадонны и культивировалось прекрасное пение. И на самом деле музыкальный стиль бельканто в переводе с итальянского значит “прекрасное пение”. Бельканто - это безукоризненное владение звуком, фразировкой, интонацией, определенные звуковые приемы пения, специфическое звукоизвлечение, это итальянская школа исполнения с определенной спецификой и системой дыхания.
Сюжет оперы напоминает “Ромео и Джульетту”. Действие происходит в конце XVI века в Шотландии. Два старинных рода Равенсвудов и Астонов враждуют между собой уже на протяжении нескольких веков. В конце концов, Астоны покорили всех своих врагов, завладев родовым замком, и хозяином всего этого богатства становится лорд Астон, но в живых остается сын Ровенсвудов Эдгар.
Он влюблен в дочь враждующего рода Астонов Лючию, и они мечтают о счастье, но беднеющий брат Лючии Генрих готовит ее брак с другим человеком, чтобы как-то улучшить свое состояние. Путем интриг ему удается уверить ее в неверности Эдгара, и начинаются приготовления к свадьбе. В замок прибывает жених - влиятельный Артур Беклоу. Лючия почти в бессознательном состоянии подписывает брачный контракт, и внезапно появляется Эдгар.
Он в ярости бросает обручальное кольцо к ногам Лючии и беспрепятственно покидает замок. Свадебный пир в самом разгаре, когда появляется Раймонд, воспитатель Лючии, и сообщает страшную весть - потеряв рассудок, Лючия убила Артура. Сумасшедшая Лючия умирает, а Эдгар, получив известие о ее смерти, кончает с собой. |