Айгерим Бейсенбаева
Название определяет характер и судьбу. Восхождение на гору сулило дружной компании веселье и отдых от повседневной суеты.
Но гору шутливо назвали «Фудзиямой». И предназначенная для легкого весеннего пикника вершина обрела характер суровой Фудзи, священной горы, побуждающей людей молиться и исповедоваться в грехах.
Премьера спектакля по классическому произведению «Восхождение на Фудзияму» прошла на днях в Русском театре драмы имени Лермонтова
Произведение «Восхождение на Фудзияму» было написано более сорока лет назад киргизским писателем Чингизом Айтматовым и казахским писателем и драматургом Калтаем Мухамеджановым. Идея и сюжет принадлежали Айтматову, а ее блестящее воплощение осуществил Мухамеджанов, дополнив историю колоритными персонажами.
Первая успешная премьера спектакля состоялась на московской сцене - в театре «Современник» в 70-х годах. После этого спектакль увидели зрители по всему миру, в том числе в Вашингтоне, Лондоне и, конечно, в Токио.
Произведение было экранизировано киргизским режиссером Болотбеком Шамшиевым в 1988 году, а пару лет назад пьеса была поставлена на казахстанской сцене - в 2008 году премьеру спектакля «Восхождение на Фудзияму» представил Казахский государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова.
Новая постановка «Восхождения» была осуществлена на сцене «лермонтовки» худруком театра Рубеном Андриасяном под официозным ярлыком празднования 20-летия Независимости.
Герои спектакля - компания старых друзей с женами и их пожилая учительница. Досберген, Мамбет, Осипбай и Исабек - люди разного склада, но прошедшие одну и ту же школу войны. Их жизнь сложилась по-разному, но спустя много лет они остались друзьями, и их отношения на первый взгляд такие же крепкие и неоспоримые, как и в школьные годы.
Женская часть пикника на вершине представлена супругами героев Алмагуль, Гульжан, кроме того компанию своим ученикам составила их старая наставница Айша-апа.
Особенность спектакля - в минималистичности антуража и действий, все отражено в диалогах. Именно в них оживают картины прошлого и настоящего. Поначалу кажущиеся обыденными, диалоги постепенно создают напряжение между героями.
Еще один персонаж, не появляющийся на сцене, но незримо присутствующий на протяжении всего спектакля, - это старый друг собравшихся Сабур. Судьба Сабура сложилась не так благополучно. Во время войны он написал поэму, которая по идейным соображениям могла быть осуждена людьми. Кто-то из четверых друзей донес на поэта. Пробыв несколько лет за решеткой, Сабур вышел на свободу, но не нашел поддержки бывших друзей, из-за чего начал пить и считался в кругу знакомых человеком пропащим.
Несмотря на то, что событиям, описывающимся на сцене, почти полвека, их актуальность не кажется чем-то сомнительным. Переживания драматично свежи, а настроения героев так реалистичны и понятны, как будто все происходило на прошлой неделе на вершине Кок-Тюбе во время внезапного потепления. Ценность спектакля неоспорима - человеческая совесть не имеет срока годности, и даже спустя несколько десятилетий, когда, казалось бы, время зарубцевало все раны, внезапный разговор скальпелем взрезается в души, обнажая самые неблаговидные и жалкие черты характеров благополучных и умиротворенных с виду людей.
В спектакле задействованы ветераны «лермонтовки» подходящие и по возрасту, и по способности отразить неоднозначные характеры персонажей.
Главных героев сыграли заслуженный деятель РК Анатолий Креженчуков, Сергей Попов, Людмила Тимошенко, заслуженный деятель РК Валентина Зинченко, заслуженный артист РК Александр Зубов, заслуженный артист РК Геннадий Балаев, заслуженный деятель РК, лауреат молодежной премии «Дарын» Марина Ганцева. Роль учительницы Айши-апа блестяще проникновенно исполнила Валентина Полишкис. Именно ее героиня подводит нравственный знаменатель под признаниями и исповедальными монологами героев. Учитель в прямом смысле и духовный наставник героев, она возвышается над ними, видя с верху их пороки и роковые ошибки прошлого. Поначалу спокойная и временами откровенно скучная атмосфера ближе к середине спектакля начинает звенеть от напряжения и невысказанных обвинений.
Проникновенные монологи спровоцировали слезы публики, и даже глаза совсем юных зрителей блестели во время рассказа старой учительницы Айши-апа о войне. |