|
Ольга Шишанова
В Астане во Дворце Мира и Согласия открылась выставка американских художниц Сары Гейл Бургес, Йонги Чанг и Эмили Михалик. Мероприятие было организовано Центром современного искусства “Куланши”. В рамках вернисажа был также организован их мастер-класс для студентов Университета Искусств
На выставке были представлены не только картины, но и профессиональные фотографии, автор которых Сара Гейл Бургес - участница престижных фотовыставок “Конкурс художественной фотографии” в Арлингтоне, ежегодно проходящих в “Эллипс Арт Центр” в Вирджинии.
Вот что она рассказала о своем творчестве: “Сегодня, как и в любой другой день, я стараюсь найти истину в последней инстанции. И фотография - это мой инструмент для открытия. Я родилась в Вашингтоне (округ Колумбия). Когда в средней школе я впервые познакомилась с отцовским Nikon F 135, я влюбилась в художественную фотографию, а затем мои родители подарили мне 126-миллиметровую камеру.
Я фотографировала все подряд и нуждалась в продолжении опыта. В колледже мои фотокамеры были моими инструментами, а я училась получать вдохновение. Фотографировала я много и страстно. По сей день моими любимыми героями в фотографии были и остаются Edward Steichen, Dorothea Lange, Paul Strand, Edward Stieglitz и Edward Weston. Сегодня я люблю свой Hasselblad, я люблю черное и белое, их полутона, средний формат и тишину темной комнаты. Весь день мне нравится, да нет, я просто хочу, находиться в темной комнате, создавая искусство. И мои непрерывные исследования в цифровой фотографии каждый день напоминают мне, что я могу создавать красоту и быть ее частью, которая ставит меня за кулисы жизни, чтобы уловить среду и энергетику так, как это вижу я.
Кстати, в Казахстане мне была предоставлена уникальная и ценная возможность изучить и оценить вашу страну. И мне повезло запечатлеть изображения красивых пейзажей, а также тихих и любознательных людей”.
Ее коллеги по творчеству, но уже в другой ипостаси - живописной - Йонги Чанг и Эмили Михалик работают каждая в своей творческой манере. Несмотря на то, что работы этих двух художниц одинаково не тяготеют к художественному реализму и, на первый взгляд, объединены абстрактной манерой письма, все же они очень разные. Так, произведения американской художницы корейского происхождения Йонги Чанг полны восточной медитативности, но вместе с тем они пропитаны веяниями западноевропейского современного искусства.
Кажущаяся простота образов и сюжетов ее работ, по мнению искусствоведов, это результат перерождения внешнего мира через глубину восприятия ее внутреннего “я”. Яркость локальных цветов не бьет по глазам, как в произведениях направления “наив” (хотя с первого взгляда работы Йонги легко можно отнести именно к этому стилю), а умиротворяет. Этот эффект достигается путем длительной работы над текстурой и четкой проработки силуэтов сюжетных линий.
Стиль художницы был бы легко узнаваем и достаточно самобытен, если бы не одно “но”. Отчего-то чем больше вглядываешься в ее работы, тем четче приходит осознание того, что эти произведения ты уже где-то видел. И в памяти всплывает невольное сравнение с французскими постимпрессионистами - Сезанном, некоторыми картинами Писсарро, где явно прослеживается интерес к символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы - построению нового, своеобразного пространства и объема в картинах, к декоративной стилизации. Да и у последователей этих мастеров - Сёра, Синьяка - также можно наблюдать подобные проявления, которые так или иначе присутствуют в произведениях Йонги Чанг.
Возможно, художнику, так же, как и музыканту, у которого всего семь нот и ничего с этим не поделать, никуда не деться от того, что в этом мире все уже было создано и все развивается по спирали.
Тем не менее плоскостные решения глубоких пространств ее произведений парадоксальны и удивительны.
Дома, деревья, листья и цветы - главные герои полотен Йонги Чанг, на самом деле отражающие ее надежды, затаенную грусть и созерцание собственного внутреннего мира.
Что касается американской художницы Эмили Михалик, то она выросла в перелетах между Санта-Барбарой и Лондоном, поэтому ее работы отражают видение различных культур и мест. Ее текущее творческое наследие напрямую связано и с опытом, полученным в качестве стипендиата программы “Фулбрайт” в Казахстане. Для Эмили живописная манера абстракционизма, в которой она создает свои произведения, преодолевает языковые и звуковые барьеры.
Так, нарушение слуха позволяет Эмили оценить феноменологический потенциал рисования. Поэтому для нее толщина слоя краски - это приглашение “физически” попасть в картину. Густой, пастозный мазок всегда будет привлекать внимание зрителя, считает Эмили. Отсюда густота ложащейся краски, спиралевидно положенной на холст. И отсюда же смелые цветовые и композиционные решения, которые заставляют зрителя возвращаться к ее произведениям снова и снова.
По словам Эмили Михалик, художник всегда определяет свою работу как “диалог между противоположностями, по крайней мере, он должен стараться это делать. А преобразовывая несоответствующие компоненты на холсте, мастер должен создавать гармонию”. Насколько все это присутствует на холстах самой Эмили, можно убедиться, только лишь просмотрев пару ее картин, и все становится на свои места. Яркие, сочные тона, то создающие звенящий морозный воздух, то изображающие гудящий огонь костра - все эмоционально, тонко и непосредственно передано художницей.
Скажем больше - процесс созерцания этих работ невольно вызывает образ звукового музыкального ряда, и музыка неуловимых, неосознаваемых, но так хорошо воспринимаемых этюдов Скрябина, думается, подошла бы здесь более всего. Иллюстративный ряд стал бы более полон и близок к своему естественному, логическому завершению, а значит - к совершенству образов, художественных и музыкальных. Недаром многие ценители прекрасного не раз отзывались о работах Эмили, что текстурность полотна и необычная техника исполнения ее живописных произведений подкупают своей искренностью.
Астана |