|
И история ожила
Центральный государственный музей подготовил любителям изобразительного искусства великолепный подарок - выставку под названием “Традиционная культура казахов в творчестве художников Казахстана ХХ века”. Уникальные произведения искусства из коллекции музея, которая начала формироваться еще в 1-й половине XIX века в Оренбурге, протяженностью в 3 столетия, на сегодня представляют бесценное культурное достояние нашей страны.
Надо отдать должное музею - художественное творчество не является приоритетным направлением его деятельности и тем не менее ему удалось сохранить и систематизировать коллекцию раритетов, позволяющую исследовать историю становления и развития отечественного искусства. Фонды ЦГМ РК располагают 3500 произведениями изоискусства - живописи, графики, отображающих историю, обычаи и традиции, обряды, материальную культуру и житейские заботы народа. При недостатке соответствующих артефактов они нередко являются единственным источником, способным достоверно донести до нас события давно минувших дней.
В экспозиции представлено около 60 работ художников, выполненных в техниках масло, акварель, линогравюра и литография. В их числе: картины известного русского художника Н. Хлудова, проживавшего в Казахстане в начале ХХ века и оставившего заметный след в нашем искусстве; его современников А. Бортникова, Ф. Болкоева, М. Знаменского; основоположников казахской живописи К. Ходжикова, А. Кастеева. Особую ценность представляют полотна классиков отечественного искусства М. Кенбаева, С. Айтбаева, К. Тельжанова, У. Ажиева и многих других мастеров кисти.
Интересно проследить, как происходило формирование казахстанского искусства, индивидуальной манеры каждого автора в зависимости от политических, социальных, духовных условий развития общества. Эти полотна, по существу документы истории, правдиво запечатлели разительные перемены как в образе жизни, так и в формировании нравственно-этических, эстетических норм в Казахстане.
И в этом смысле само собой напрашивается сравнение двух работ - художника Ф. Болкоева, датированной 1930 годом, и К. Шаяхметова - 1982 годом на одну и ту же тему “Невеста”. В первом случае образ невесты в традиционном этническом свадебном наряде у юрты вызывает у зрителя чувство глубокого сострадания к судьбам казахских женщин, где еще продолжает действовать дореволюционный обычай насильственного сватовства, без учета ее собственного мнения. В работе К. Шаяхметова прослеживается по контрасту ликующее состояние юного прекрасного создания, одухотворенного любовью и счастьем.
Целая серия портретов запечатлела известных казахских акынов, домбристов, писателей и других деятелей искусства. Представляет интерес вариант портрета А. Иманова кисти А. Кастеева к окончательной версии этого произведения, отмеченного в 1937 году Государственной премией. Выставка нашла адекватный отклик благодарных зрителей, получивших как ценную информацию, так и эстетическое наслаждение.
С юмором у него все в порядке
Галерея “Артфолио” отметила годовщину со дня своего открытия персональной выставкой Кармине Барбаро “...И снова Я”. По происхождению итальянец, художник уже давно и прочно вписался в реалии казахстанского искусства. Более того, он настолько социально адаптировался здесь, что порой удивляешься проницательности Кармине, сумевшего словно рентгеном высветить и со свойственными только ему наблюдательностью и юмором передать особенности нашего казахского менталитета. В этом плане он где-то даже больше казах, чем мы, коренные представители своей нации. И этому есть вполне логичное объяснение. Ему, представителю европейской культуры, сторонним взглядом лучше видится то, что для нас давно привычно и банально. И это свежий взгляд “темпераментного романтика из Сицилии”, человека неуемного и беспокойного в смысле поиска впечатлений. Кармине постоянно в пути, он избороздил Казахстан от края до края и имеет довольно четкие представления о нас, включая не каждому видимые нюансы и тонкие региональные различия.
По содержанию творчества он вполне казахский художник. Здесь мы не встретили ни одного сюжета из итальянской жизни. Возможно только в характере живописи слегка угадываются отдаленные отголоски. Его сюжеты могут показаться несколько легковесными, но сквозь эту подчеркнутую несерьезность просматриваются моменты, через которые можно лучше постичь природу номадов, чем через глубокомысленные рассуждения. Его не интересует фундаментальность исторических исследований. Это скорее прозаичная обыденность житейских мотивов. А где так проявляется наш истинный характер, как не дома.
Одну из своих композиций художник метко назвал “Казахские сплетницы”. Все, что изображено в картине, вполне узнаваемо. И оно ничуть не оскорбляет нашего достоинства, настолько тонко и с юмором подается ситуация. Пожалуй, вот эта легкость и внутренняя свобода подачи позволяют нам угадать в авторе его итальянские корни. Он не загружается ни эмоционально, ни пластически. А работает так, как ведет его душа и рука художника, непроизвольно выводящая игру живописных форм и неожиданных цветовых манипуляций.
Мария Жумагулова |