|
Ольга Шишанова
В Астане во Дворце мира и согласия состоялась премьера балета Адольфа Шарля Адана “Жизель”. Организаторами мероприятия выступили Министерство культуры, Национальный театр оперы и балета имени К.Байсеитовой и АО “Казак эуендерi”. Премьеру посетил глава государства
Автор всемирно известного балета Адольф Шарль Адан был одним из наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX века. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, а слава Адана еще при жизни перешагнула рубежи Франции. Наследие его огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых “Дева Дуная”, “Корсар”, “Фауст”), а его музыка отличается изяществом мелодии, пластичностью рисунка, тонкостью инструментовки. Удивительно, но в молодые годы Адан не проявлял никакого интереса к музыке и готовился к карьере ученого. Тем не менее он получил музыкальное образование в Парижской консерватории, и сильное воздействие на развитие его музыкальных способностей оказала встреча с композитором Ф.Буальдье - одним из ведущих французских композиторов того времени.
Адольф Шарль писал очень много и быстро. “Почти все критики обвиняют меня в слишком быстром сочинении, - писал друзьям Адан, - я сочинил “Хижину” за пятнадцать дней, “Жизель” - за три недели и “Если бы я был королем” - за два месяца”.
Однако наибольший успех и самая долгая жизнь выпала на долю его балета “Жизель”, послужившего началом так называемого французского романтического балета.
|
Первое представление балета “Жизель” состоялось 28 июня 1841 года на сцене парижской Гранд-опера. Хореографами были Ж.Коралли, Ж.Перро и не менее известный М.Петипа. Либретто к постановке написали Ж.А.В.Сен-Жорж и Т.Готье.
В то время все новейшие достижения французского балета быстро переносились на русскую сцену. Вот и балет “Жизель” был поставлен в Петербурге уже в 1842 году, через год после парижской премьеры. По мнению критиков, этот балет настолько хорошо вписывался и вписывается в романтичный флер созданной композитором Аданом эпохи, что и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров. Ну а сама музыка французского композитора составляет одну из ярких страниц музыкальной культуры XIX века. Что подтвердил, например, во второй половине XIX века, после того, как Адана не стало, его известный коллега Камиль Сен-Санс, который писал: “Где чудные дни “Жизели” и “Корсара”?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради Бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен...”
Что же касается нынешней презентации знаменитого балета в Астане, то его автором-постановщиком стал известный санкт-петербургский хореограф и балетмейстер Мариинского театра Сергей Вихарев. В главных партиях выступили ведущие солисты парижской Гранд-опера Мелани Юрэль в образе Жизель и Карл Пакетт в образе Альберта.
|
Им очень убедительно удалось воспроизвести характерные особенности их героев и прекрасно “станцеваться” с артистами столичного театра оперы и балета имени К.Байсеитовой. В спектакле также принял участие и симфонический оркестр Национального театра оперы и балета имени К.Байсеитовой под управлением дирижера Айдара Абжаханова.
А вот как на сцене разворачивалось само действо.
Залитая солнцем маленькая тихая деревушка. Здесь живут простые бесхитростные люди. Молоденькая крестьянская девушка Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего счастью любви, доверчивой и чистой, озарившей ее жизнь. Она любит и верит в то, что любима. Напрасно влюбленный в нее лесничий пытается уверить Жизель, что избранный ею Альберт - не простой крестьянин, а переодетый дворянин и что он обманывает ее. Лесничий пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом. Теперь он окончательно убеждается, что Альберт скрывает свое знатное происхождение.
В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают гостей. Лишь Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими, он пытается скрыть свое знакомство с ними: ведь среди них... его невеста Батильда. В это время лесничий показывает всем шпагу Альберта и рассказывает о его обмане. Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее веры, надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает.
Проходит время. И однажды ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы. Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизель. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат лесничего в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю. Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, ее самоотверженная бессмертная любовь защищает и спасает Альберта от гнева призраков.
С первыми лучами восходящего солнца они исчезают, как исчезает и легкая тень Жизели, но сама Жизель всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви - любви, которая сильнее смерти.
|
Досье “НП”
Карл Пакетт родился в 1976 году. В 1987 году поступил в Академию танца Гранд-опера. В 17 лет он был приглашен в балетную труппу театра. Элегантный танцовщик c начала своей профессиональной карьеры громко заявил о своем таланте. На раннем этапе своего творческого пути Карл Пакетт стал одним из корифеев балетной труппы, в 1999 году - лауреатом Международного конкурса балета Prix Carpeaux.
В его репертуаре ведущие партии таких балетов, как “Корсар” Мариуса Петипа, “Петрушка” Михаила Фокина, “Раймонда” Льва Ефимова и “Щелкунчик” Мариуса Петипа в редакции Рудольфа Нуреева, “Пахита” Пьера Лакотта, “Сон в летнюю ночь” и “Дама с камелиями” Джона Немейера, “Собор Парижской Богоматери” Ролана Пети, “Жар-птица” и “Болеро” Мориса Бежара, и многих других, исполненных на сценах ведущих театров мира. В 33 года по предложению художественного руководителя балетной труппы Гранд-опера Бриджит Лефэвр Карлу Пакетту за выдающиеся заслуги в хореографическом искусстве был присужден высший статус исполнителя - этуаль Гранд-опера.
Мелани Юрэль родилась в 1975 году. В 1987 году поступила в Академию танца Гранд-опера. В балетную труппу театра была принята в 1992 году. Интеллигентная, лиричная танцовщица сразу влилась в коллектив труппы, заняв одну из самых сильных позиций. В ее репертуар входят: Аврора в балете “Спящая красавица” в редакции Рудольфа Нуреева, Эффи в “Сильфиде” Пьера Лакотта, Клара в “Щелкунчике” в редакции Рудольфа Нуреева, Гамзатти в “Баядерке” в редакции Рудольфа Нуреева и одна из самых выдающихся интерпретаций Жизели в одноименном балете в постановке Жана Коралли.
Мелани Юрэль участвовала в мировых постановках Мориса Бежара, Джона Немейера, Матца Эка и многих других крупнейших хореографов современности и записала ряд известных видеоверсий таких балетов, как “Дон Кихот” в редакции Рудольфа Нуреева (2002), “Пахита” Пьера Лакотта (2003), “Апартмент” Матца Эка (2003), “Сильфида” Пьера Лакотта (2004).
Знаменитые театры мира Ла Скала, Венская государственная опера, Большой театр, Нью-Йорк сити балет с удовольствием предоставляют свои сцены Мелани Юрэль. Исполнение ею заглавных партий в классических спектаклях является эталоном исполнительского мастерства, хореографической выразительности в передаче образов. За выдающиеся заслуги в балетном искусстве Мелани Юрэль присужден высший статус исполнителя - этуаль Гранд-опера.
Астана |