|
Руины, которые плачут...
“Письма руин”- под таким названием открывшаяся выставка Германа Титова в Центральном выставочном зале стала откровением для большинства посетителей, относящих себя к числу не праздных наблюдателей, а желающих и обладающих чувством сопереживания и аналитического мышления. А таковых оказалось немало.
Следует сразу отметить, что выставка работ не получила однозначной реакции. Те, кто пришел получить позитивные эмоции, остались не совсем удовлетворенными. Но такова наша реальность, вбирающая в себя множество самых разных, порой состоящих между собой в бесконечном антагонизме, впечатлений.
Герману же важно было не отношение к его творчеству, хотя и не без этого. Скорее, это был внутренний позыв выплеснуть свое восприятие сегодняшней действительности, где для мыслящего человека не все лежит на поверхности. Он не собирается распять время, в котором ему удосужилось проживать и не воздает ложные дифирамбы. Он просто фиксирует собственные ощущения очень искренне и безоговорочно.
Его руины - это не скорбь по уходящему и не эйфория по будущему. Ибо белое и черное не существуют в строгом разделении, а всегда сосуществует между собой.
У Германа великолепная профессиональная школа. Не один год он оттачивал свое мастерство в передаче натуры, что не мешает ему талантливо бравировать между реальностью и ирреальностью, чтобы достучаться по максимуму до сердца своего персонального зрителя, сумеющего это понять и адекватно откликнуться.
Драматизм эпохи, состоящей в том, чтобы эволюционировать, сокрушая все на своем пути, а не гармонично и последовательно выстраивать новое, нашло опосредованное выражение в этих работах.
Полное отсутствие людей, хотя их существование как бы априори подразумевается, усугубляет картину фатального одиночества. И все же дух созидания через неизбежный момент - руины - оставляет надежду. Работы похожи между собой, но не идентичны, как может показаться с первого взгляда. Это цикл картин, где найден единый эквивалент мыслей и чувств, и способов их отражения.
Белге Сонмезер, архитектор, магистр наук: “Каждая из капель Германа - это руины. Однако это не руины в классической форме. Это изображения воображаемых крушений и картины реальных руин. Это руины и сожаления, плачущие вместе. Это руины, которым удалось остаться вертикальными”.
Счастье на своей земле
В Центральном государственном музее Казахстана открылась персональная выставка Рыстана Омирзака “Атамекен”, посвященная 60-летию со дня его рождения. По существу, она раскрывает как творчество автора-юбиляра, так и его семейного содружества в лице супруги Калимхан и дочерей Айнур и Гульназым.
Прошло 20 лет с того времени, как они, возвратившись на свою историческую родину, весьма успешно реализуют здесь свой художественный потенциал. Такой заметный последовательный подъем профессионального мастерства, отмеченный достойными наградами, возник не на пустом месте.
Рыстан Омирзак еще в Монголии успел заявить о своих творческих возможностях, что позволило ему, как подающему надежды молодому дарованию, получить направление на обучение в высшем художественном заведении Германии. Сама судьба вручила ему ключи от двух сокровенных и значимых источников. В Монголии с самого детства он был погружен в теплую атмосферу казахского народного быта, фольклора, ремесла. В Европе же он имел возможность изучить и принять художественные новации, на которые так щедро западное искусство. И как результат - удивительный сплав архаичных (но не устаревших) элементов традиционного ремесла, родовых знаков, древних наскальных рисунков с принципиально иным видением существующих реалий, преображенных в новую реальность.
Художник владеет арсеналом изобразительных средств в передаче натуры, но осознанно абстрагируется от нее. Казахский орнамент, несущий глубокий сакральный смысл и до сих пор не до конца расшифрованный, дает ему стимул для нового прочтения. В трансформации автором он получает “лица иное выражение”, ибо в него не вкладывается привычный смысл. Изобразительные элементы преображаются в сложную конфигурацию, вступая во взаймодействие с заново интерпретированными орнаментальными мотивами. Композиции художника подчеркнуто плоскостны, разнообразие в которые привносит попытка к усложнению фактуры. Колорит приобретает доминирующее значение за счет использования чистых открытых цветов. Прирожденное чувство ритма и вкуса придает работам художника стильность и экзотическую элегантность.
Творчество Калимхан и его дочерей, работающих в технике тамбурной вышивки, позволило им привнести в творческое наследие Казахстана новый жанр - вышивку-картину, стоящую как бы на стыке станкового и декоративно-прикладного искусства. В обрамлении деревянных рамок (они сами по себе представляют самостоятельный эксклюзивный элемент творчества) композиции приобретают художественную цельность и законченность. Отработанное мастерство в вышивке позволяет создать богатую игру фактуры, меняющуюся от способов освещения.
Творчество династии Омирзака Рыстана, безусловно, привносит нечто новое в современное искусство Казахстана. Семейная преемственность не мешает ему воспитывать и новых последователей из числа студентов Академии искусств. Художник счастлив востребованностью на своей родной земле, земле своих предков, от которой был оторван в силу неблагоприятных когда-то исторических обстоятельств.
Мария Жумагулова |