|
Айгерим Бейсенбаева
Художник Молдакул Нарымбетов известен широкой общественности этническими перфомансами, концептуальной творческой деятельностью в составе арт-коллектива “Кызыл трактор” и, конечно, скульптурами, слепленными преимущественно из автомобильных покрышек и тяжелой стальной арматуры.
Черные массивные фигуры из резины неизменно производят сильное впечатление на зрителя. Прошлым летом творения художника вырвались на просторы Арбата, где собирали вокруг себя любопытных, внушая им мысли о высоком искусстве и экологических проблемах
Фестиваль “АртбатФест”, прошедший с размахом прошлым летом, был посвящен вопросам экологии, и потому представленные произведения были созданы из хлама и отбросов. Сейчас художник Молдакул Нарымбетов готовится к проведению второго уличного фестиваля, и, по его словам, в этот раз в своем деле приобщения алматинцев к прекрасному организаторы не ограничатся Арбатом.
- Летом опять проводим фестиваль “АртбатФест-2011”. Расширенный, масштабный, на международном уровне. Недавно приезжал куратор проекта из Санкт-Петербурга, и мы объявили конкурс на участие в фестивале. Ощутимым нововведением в этом году будет то, что проект будет осуществляться по всему городу. Весь Алматы станет площадкой фестиваля, а не только Арбат. Художники будут выставлять свои работы там, где понравится.
В самых неожиданных местах зритель сможет столкнуться с искусством. Только так можно повысить культурный уровень людей, ведь когда искусство заперто в галереях - особого влияния на обывателя нет.
Однажды мы устроили совместную выставку с художником Канатом Ибрагимовым в Музее имени Кастеева. А на такие мероприятия обычно приходят одни и те же люди, специалисты, искусствоведы, и все. В то время как на Арбате любой прохожий даже помимо своего желания приобщается к искусству. Реакция есть. Кто-то на сотовый снял, кто-то рядом встанет, сфотографируется, кто-то просто задерживает взгляд...Уже видно, что результаты такой работы есть. Культура ведь должна распространяться как вирус. И пути ее распространения могут быть самые простые.
Прошлый фестиваль прошел скромно, всего несколько авторов, а в этот раз участников будет много, думаю, пройдет с размахом и расшевелит нашу спящую художественную среду. А то у нас ничего не происходит.
Вот я объездил полмира, был в Европе, в Штатах, и знаете, что меня привлекло? Доступность искусства для обывателя. Идешь по улице, стоит скамейка - скульптурная композиция с читающим газету человеком. И такие арт-объекты на каждом шагу. И очень интересные, разнообразные... А у нас нет хорошей городской и парковой скульптуры. В Астане вот видел, ужас, что понаставили. Страшная халтура, стыдно просто.
- Ваши скульптуры и сейчас стоят на Арбате. Посвящение Азиаде.
- Да. За несколько месяцев до начала Азиады ко мне обратились организаторы и попросили сделать скульптуры, посвященные этому событию. Фигуры были сделаны за три месяца, и материалы, которые я использовал, были уже несколько другие, оргстекло, к примеру. Праздничный торжественный вариант.
- Для жанра contemporary характерно использование неожиданных материалов, далеких от эстетики искусства. Вот Тряхин-Бухаров, к примеру, собирает своих свиней из ржавых эмалированных тазов. Искусство не может быть актуальным, если создается из привычных бронзы и мрамора?
- Мой “Скарабей” скатывает шар из старых резиновых покрышек. Сейчас актуальна проблема неиспользованных отходов, заполонивших планету. Созданные из мусора и хлама произведения содержат специальное экологическое послание для людей. Мусор нас окружает повсюду, его некуда девать, а мы берем его и используем для создания арт-объектов. Какая-никакая польза.
Но это мы делаем из арматуры и покрышек, а другой художник вот собирается сделать скульптуру сотового телефона из огромной каменной плиты и кнопки вылить из бронзы. Это тоже актуальное искусство.
- Где Вы берете столько покрышек?
- На любой вулканизации рады избавиться от хлама. Даже сами грузят.
- Технология создания подобных скульптур, вероятно, очень сложная. Кто Вам помогает? И сколько времени уходит на одно творение?
- Технически это все делается так. Вначале резина режется на куски, а потом крепится шурупами к каркасу. На “Скарабея” у меня ушло десять тысяч шурупов и пятьдесят автомобильных покрышек. И много месяцев работы. Вообще, в среднем от нескольких месяцев до года. А помогает все это собрать сын.
- Предложения рекламировать шины посредством Ваших резиновых арт-объектов Вам не предлагали? Наверное, это была бы очень интересная рекламная кампания.
- Не предлагали, к сожалению. Я бы согласился.
После “АртбатФеста” поступало много предложений купить мои скульптуры. Даже из Москвы звонила женщина, хотела купить моего “Скарабея”. Я назвал свою цену, довольно высокую, но она отказалась. Работа дорогая, что и говорить. Искусство не дешево.
- Резиновые скульптуры хорошо продаются?
- Я еще ни одну не продал, но спрашивают часто.
- У Вас всегда был образ этнического художника, этакого шамана от искусства. Есть у нас и светские художники, и художники-оппозиционеры, революционеры, бунтари. Как, по-Вашему, важен ли для современного творца имидж?
- Я, кстати, тоже художник-оппозиционер. Но если другие выражают свою точку зрения стимулирующими лозунгами и словами, то я - больше работами. Для меня важно сделать Что-то.
После выставления скульптуры “Трон” меня несколько раз спрашивали, не боюсь ли я отражать в своих работах такие идеи. Образ неустойчивости власти, и так далее. А почему я должен бояться? Художник должен быть смелым и творить свою революцию через творчество.
- Вы известны своей творческой деятельностью в составе группы “Кызыл трактор”. Как сейчас складывается Ваша работа? Вы ведь в Алматы живете и работаете, а “Трактор” - в Шымкенте.
- “Кызыл трактор” - единственная творческая группа в Центральной Азии со своими интересными взглядами. Так написали в одном европейском художественном издании.
Сейчас мы осуществляем нечто, что можно назвать “Кызыл трактор и его последователи”. Я преподаю в художественной школе, даю шестимесячный мастер-класс. В начале марта уже будет специальная выставка. А что касается самого коллектива, то большая выставка “Кызыл трактора”, возможно, будет осенью. Готовимся к ней. Собраться вместе нам не сложно, несмотря на то, что мы в разных города, много лет ведь работали вместе, полмира объездили.
|