ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Чарли и Купидон Культура

Флюра Мусина
Гульжан Туткибаева вписала яркую страницу в исполнительское искусство балетного театра Казахстана. Народная артистка и бесспорная прима ГАТОБа имени Абая, она ушла со сцены в зените творческих сил. Казалось, танцевать и танцевать этой сильной и техничной балерине еще с десяток лет. Но бескомпромиссность - одно из решающих качеств балерины. Сегодня она также всей душой отдается любимому искусству балета как педагог-репетитор и как балетмейстер. О последней ипостаси хочется поговорить отдельно, особенно после прошедшего недавно в театре вечера ее одноактных балетов “Сюита в стиле антико” и “Чарли”

- Гульжан, балерине трудно решиться на постановку балета?
alt
- Не могу сказать, что легко, но ведь решение пришло не в один день и не на пустом месте. Я получила балетмейстерское образование еще когда танцевала на сцене. Мой мастер, народный артист Казахстана Заурбек Молдагалиевич Райбаев, учил мыслить образами. А когда покинула сцену, трудно было не думать о режиссуре: так хотелось выразить в танце то, что волновало душу!
- В один вечер идут два совершенно разных балета: один - тонкая стилизация, этакая пасторальная картинка в духе Антуана Ватто, а второй - яркая буффонада, в центре которой драма Артиста. Так было задумано Вами?
- Просто хотелось попробовать свои силы в разных приложениях. “Сюита в стиле антико” навеяна сонетами Шекспира, а точнее, тремя сонетами о Купидоне и шаловливых нимфах, которые похитили его факел, зажигающий огонь в сердцах влюбленных. Я была очарована музыкой Альфреда Шнитке, его “Сюитой в старинном стиле”, перед глазами сразу возникли изящные образы, словно фарфоровые статуэтки, вязь кантиленных движений рук, острые стопы. В музыке Шнитке, современного композитора, такая тонкая стилизация под старинную пастораль, мне хотелось передать это в движениях.
Балетмейстеру, несомненно, удалось это сделать. На сцене, словно ожившая пасторальная картинка, балет идет в чудесных декорациях главного художника О. Жанбаршиева, и хотя место действия не меняется и на протяжении всего балета это все та же полянка под раскидистым дубом, световая партитура спектакля чутко реагирует на все перипетии сюжетной линии. Шаловливые нимфы резвятся в танце, балетмейстер чутко слышит музыку, следуя за ней и в то же время наполняя монотонную менуэтную форму развитием драматургического действия.
“Бог Купидон дремал в тиши лесной,
А нимфа юная у Купидона
Взяла горящий факел смоляной
И опустила в ручеек студеный”

- Выбирая пластику для танца, Вы отталкивались от античных изображений, если следовать названию?
- Скорее, от романтической живописи XVIII века. Но мне хотелось подчеркнуть и античные мотивы, а некоторые позы цитируют изображения с древнегреческих амфор. Думаю, в этом нет противоречия, ведь известно, что романтизм корнями уходит в античность. Я вообще очень тщательно подхожу к любому делу и прежде чем приступить в постановке изучила огромное количество материала.
- Второй спектакль, “Чарли”, гораздо ближе к нам по времени и это не стилизация...
- Да, это начало ХХ века, и в центре спектакля - личность Артиста. Я назвала его Чарли, и внешность героя - палочка, усики, своеобразная походка - отсылают к образу великого Чаплина. Но никаких параллелей с жизнью знаменитого комика я проводить не пыталась. Тем более, это не балет о Чарли Чаплине, это спектакль о судьбе Артиста, о его сомнениях, вечном поиске, о страхе перед сценой и о невозможности отказаться от нее. О великом счастье быть Артистом...
“Чарли” - это балет-символ, балет-образ. Мир - это театр, провозглашает автор балета, и в спектакле сцена буквально делится на две половины. По одну сторону занавеса - аплодисменты, свет софитов, цветы и вечный праздник, по другую - рабочие будни, интриги, неразделенная любовь и придирки директора театра. Остроумное сценическое решение художника В. Кужеля и позволяет использовать принцип симультанности, когда действие происходит одновременно на двух половинках сцены. Действие не останавливается, герой существует в двух реальностях: вот, отплясав канкан, он ныряет в щель занавеса и оказывается за кулисами, маска комика стекает с лица, под ней боль и отчаяние. Один поворот сцены - и снова он веселит почтеннейшую публику.
- Вы использовали в балете “Чарли” музыку Дмитрия Шостаковича, его 9-ю симфонию. Вы слышите в ней все заявленные темы истории об Артисте?
- 9-я симфония, как известно, была написана Шостаковичем по заказу, к Дню Победы над фашизмом. Но не прошла сталинской цензуры, было сказано, что симфония “не про то”. А на самом деле, это одно из самых легких и радостных произведений Шостаковича. И здесь явно слышится победа духа человеческого над всем, что мешает ему воспарить, мешает творчеству. Многие музыкальные критики подчеркивали, что в этой музыке звучит тема творчества, тема Артиста, дух и волю которого невозможно сломить никакими запретами и гонениями. Именно эту мысль я взяла за основу. И потом Шостакович очень “танцевальный” композитор, его музыка необыкновенно выразительна и пластична, очень яркая по форме. Все сцены в варьете как будто специально написаны для танца.
- Два одноактных балета - это только первые пробы пера? Вы планируете и дальше радовать зрителей новыми постановками?
- После дипломного спектакля это мой балетмейстерский дебют на сцене нашего театра, и я очень рада, что спектакль занимает свое место в репертуарной афише. Мысли о постановках, конечно, есть, есть тема, которую я вынашиваю уже не первый год. Как всегда, я стараюсь подойти к работе совершенно готовой, изучаю материал, даже посетила места, связанные с этой темой, чтобы впитать атмосферу, культуру страны. Внутренний творческий процесс остановить невозможно, и я думаю, когда обстоятельства сложатся благоприятно, мне удастся поставить свой следующий спектакль. А о результате будут судить зрители.

Досье “НП”

Гульжан Туткибаева - народная артистка Kазахстана.
Прима-балерина ГАТОБа имени Абая. В настоящее время педагог-репетитор в родном театре, заведует кафедрой хореографии в Академии искусств имени Жургенова.
После окончания московского хореографического училища два десятилетия была блистательной солисткой балетной труппы ГАТОБа имени Абая.
Станцевала весь классический и современный репертуар театра. Дипломант международных конкурсов в Москве, Варне и Джексоне. Лауреат фестиваля классического танца “Приз традиций”.
Балетмейстер-постановщик спектаклей “Сюита в стиле антико”, “Чарли”, танцев к опере “Абылай хан”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение