Что было и что ожидается
Традиционно январь - время затишья галерейной жизни. Одни продолжают экспонировать выставки, открытые в декабре прошедшего года, другие занимаются планированием своей деятельности на наступивший 2011 год либо корректируют свои задумки, замыслы, проекты. Минувший год запомнился чрезвычайно насыщенной программой, когда порой в одночасье объявлялся вернисаж сразу на нескольких площадках. Что было весьма кстати, поскольку главный художественный музей страны имени А. Кастеева закрылся на ремонт, который не завершился и по сегодняшний день. И благодаря интенсивной деятельности частных галерей такая ситуация осталась практически незамеченной.
Сейчас, к примеру, Центральный выставочный зал вовсю готовится к предстоящей Азиаде, планируя организовать два грандиозных художественных проекта в Астане и Алматы. В этих целях был организован рейд по мастерским художников, чтобы наиболее полно показать многочисленным гостям из зарубежья современную ситуацию в изобразительном искусстве Казахстана. Выставка галереи “Вернисаж”, открытая в конце осени-начале зимы, завершается в эти дни. В ней приняли участие ни много, ни мало - 40 авторов. В их числе молодые, только пробующие свои творческие возможности, и самодеятельные художники, а также и корифеи своего дела, уже доказавшие свою профессиональную состоятельность.
Сама тема выставки “Осень-зима” оказалась весьма благодарной для участников. Ведь практически не найти художников, которых не привлекли бы названные времена года. Однако же бесспорно всегда особенно удается передача именно осеннего периода. Вероятно, в силу возможности передать бесконечное богатство цветовой палитры этого времени года, с которой не может поспорить никакой другой сезон природы. В небольшой по размеру картине “Абрикосовые горы” В. Кропоткиной удалось запечатлеть тончайшие оттенки осеннего наряда деревьев, уютно разместившихся на высоком пригорке. Соседство разных древесных пород выдало такой диапазон цветовых аккордов, что художнице ничего не оставалось, как только зафиксировать их на своем полотне, по существу ничего не придумывая и не изобретая. В другом эмоциональном и живописном ключе решена работа О. Михайленко “Золотая осень”. О. Горячкина предпочитает показать осеннее состояние более ассоциативным и обобщенным образом. И. Ралдугин, оставаясь верным своей манере, решает свой пейзаж, как панораму, с особым тщанием перечисляя ее составляющие.
В трактовке зимнего пейзажа художники оказались менее изобретательными, как бы несколько цитируя уже известные композиционные приемы. Оригинально решен натюрморт “Первый снег” В. Плотниковой, где использование необычной фактуры опосредованно передает состояние трепетности, необычайной хрупкости и недолговечности первого снега.
На выставке представлены и декоративные композиции, по-своему оригинальные из-за непривычности используемых материалов. Н. Саприна, применяя элементы флористики, создает анималистические сюжеты, трогательные своей визуальной близостью к реальным персонажам, а также метко схваченным психологическим состоянием. Так, в композиции “В порыве ветра” достигается полная иллюзия природной стихии, уносящей в своем центростремительном движении парящую в воздухе птицу, также переданную с поразительной точностью. Е. Горбатова виртуозно владеет художественной обработкой рыбьей кости, трансформируя ее в изящные силуэты хризантем на черном фоне декоративного панно.
Кстати, еще немного об использовании необычных материалов. Алматинцам и гостям нашего города очень запомнился проект “Искусство из отходов”, реализованный осенью на Арбате. О произведенном резонансе свидетельствуют возникающие время от времени там необычные объекты. Вот и в канун Рождества появилось очередное творение на новогоднюю тему. Оно и по сей день украшает Арбат, стимулируя горожан к поиску необычных материалов, могущих быть трансформированными в произведения искусства, решая одновременно накопившиеся экологические проблемы. Это елка, благодаря изобретательности автора собранная из пластиковых бутылок. Способы монтажа и дизайнерской мысли предельно обнажены и вполне доступны каждому желающему попробовать свои возможности на этом поприще. Так, выставки из своих сугубо эстетических функций плавно перетекают в разряд и практического порядка. Старый год оказался богатым на множество нестандартных, иногда оправданных и не всегда оправданных художественных проектов. Что имеет право на существование и что ожидает нас в году грядущем - покажет время.
Мария Жумагулова |