Азиада в красках
В зале Союза художников Казахстана были представлены живопись, скульптура и гобелен. В канун Нового года подвели итоги конкурса выставки “Наша культурная Азиада”, в которой приняли участие 27 молодых художников.
По результатам интернет-голосования на сайте была отмечена в качестве победителя картина Александры Калачевой “В мастерской”. В ее работах свежесть и удивительная свобода решения композиции. Непринужденно и легко автор выстраивает подчеркнуто стилизованно декоративные формы, через которые просматриваются ее душевная тонкость и романтическое видение.
В числе победителей также произведения Далиды Алиевой и Жанны Штифман. Их также привлекают приметы современной жизни с необычайно широким выбором своей юношеской стези. Таким позитивным и созидающим настроем наполнены представленные ими картины. В работах же призеров Ашима Хасенова и Жанель Изтелеуовой ощущаются близкая связь с родным селом, восторг перед необозримым простором казахской степи и первозданным ароматом аульной жизни.
Скульптурные произведения молодых авторов Казбека Дулатова, Асем Абдуллаевой, Бауыржана Жуасбаева объединяют камерность и лиризм создаваемых образов, поиски отдельных выразительных деталей и тщательная моделировка формы. Правда, меня несколько обескураживает, что работа “Вечность” А. Абдуллаевой демонстрируется практически на всех выставках скульптуры и отмечается наградами. Такое явление становится типичным в организовываемых художественных проектах, что отнюдь не стимулирует авторов к новым творческим поискам.
В разделе “Гобелен” отмечены авторы Жансая Кулбатырова и Баян Отегенова. Обеих привлекают экзотические моменты кочевой жизни с красочными караванами, изящными силуэтами восточной архитектуры, грациозными всадницами.
Здесь сюжетная фабула удачно сведена с законами декоративной композиции. Яркость красок при умелом сочетании позволяет избежать впечатления дробности. Юные мастерицы используют разные технологии, что создает разнообразие текстуры и ритмического решения изделий. Подвижная фактура в гобелене Жансаи создает визуальное впечатление динамичности происходящего. Статичность же замкнутых силуэтов в композиции Баян апеллирует нас к вечности запечатленного момента.
Представленная экспозиция демонстрирует нам творческий потенциал молодежи, ее профессиональный уровень - то, что ее волнует сегодня и чем она дышит. Для большинства работ все же характерны созерцательно-романтическое видение, констатация отдельных моментов нашей сегодняшней жизни.
Тет-а-тет?
В арт-центре “Алма-Ата” открылась выставка известных казахстанских живописцев, скульпторов, графиков, керамистов и фотографов. Их всех объединила предложенная тема tete-a-tete, которая дала большой простор их фантазии и воображению. Прежде всего в ней художники увидели для себя возможность передачи диалога, но с кем или с чем?! В этом и состоит основная интрига.
И неудивительно, что выставка демонстрирует невероятное число вариантов и интерпретаций означенной темы в соответствии с индивидуальностью авторов. Отсюда и богатая палитра впечатлений, начиная от восторга, сопереживания, доброй усмешки, а порой и недоумения, ибо не всегда зритель получает прямолинейный ответ на поставленный вопрос. Становится понятным и разный временной диапазон исполнения работ. Ведь кого-то из художников уже давно волнует вопрос его личной сопричастности с окружающим миром в той или иной форме, а для кого-то именно предложенная тема стала непосредственным источником вдохновения.
В зависимости от внутреннего темперамента, особого видения, душевного настроя раскрывается важная часть человеческого сосуществования с себе подобными.
Если Владимира Игнашова вдохновляет взаимный диалог в его буквальном прочтении, то Хакимджан Курбанов апеллирует к миру фольклора, а сестры ГаБо в этот раз увидели свою связь с изысканным и вечно прекрасным миром цветов. Для Дулата Алиева, как, собственно, и для его дочери, всегда актуальны глубинные человеческие взаимоотношения и размышления, для Всеволода Демидова же это лишний повод получить, как всегда, благодатное ощущение восторга от самого процесса творчества.
Тонким юмором и то острым, то веселым сарказмом наделены работы Азата Табиева, Кармине Барбаро, Вячеслава Люйко, Анны Маргацкой. В работах Галыма Оспанова привлекает не столько сама трактовка темы, сколько очень удачные живописные изыски. Кадыржан Хайрулин остается верным собственной концепции творчества.
Баян Барманкулова, искусствовед: “Одни из художников нашли подходящие работы уже готовыми в своих мастерских, другие создали по горячим следам недавно возникших ассоциаций. Большая часть уже не раз демонстрировала свои работы, некоторые впервые. Сочетание весьма разных голосов дает замечательный эффект полифонии”.
Мария Жумагулова |